Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Церковь и ВИЧ/СПИД

Научно-практический семинар "Богословские, этические, пастырские аспекты участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа"

24 декабря 2002 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся научно-практический семинар по вопросам участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа. Семинар проводился совместно Отделом внешних церковных связей и Синодальной Богословской комиссией.

В семинаре приняли участие 35 человек - богословы, философы, церковные работники, занимающиеся диаконическим служением ВИЧ инфицированным, представители медицинской науки, министерства здравоохранения РФ, международных и общественных здравоохранительных организаций.

Представители здравоохранительных организаций, опираясь на последние научные данные, подробно информировали как о самой болезни, путях заражения, перспективах ее лечения, так и о масштабах и темпах распространения ВИЧ/СПИДа. В частности было отмечено, что передача ВИЧ бытовым образом практически невозможна, что исключает необходимость изоляции больных.

Участники встречи рассмотрели пасторологические и церковно-практические проблемы работы с ВИЧ-инфицированными. На семинаре рассказывалось о конкретных диаконических инициативах Церкви в сфере заботы о ВИЧ-положительных. Обсуждались пути дальнейшего развития таких инициатив и трудности, стоящие перед ними, в том числе непонимание частью церковной общественности целей и мотивов заботы о ВИЧ-инфицированных.

По итогам семинара была сформирована рабочая группа для подготовки концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работы с ВИЧ-инфицированным. Результаты работы семинара и создание рабочей группы были одобрены Священным Синодом РПЦ.

Выступление председателя синодальной богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа, коллеги!

Сегодня Синодальная Богословская комиссия совместно с Отделом внешних церковных связей проводит научно-практический семинар "Богословские, этические, пастырские аспекты участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа". Идея этого семинара возникла не вчера, она была предложена в рамках обсуждения указанной проблематики на Рождественских чтениях в январе 2002 года.

Данный семинар обозначен как "научно-практический". Это означает, что теоретическое изучение библейских, богословских, нравственных оснований отношения Церкви к проблеме ВИЧ/СПИДа должно иметь своей целью совершенствование церковной практики как в отношении Церковного Свидетельства, нравственной проповеди, так и в отношении диаконического, социального служения и заботы и пастырского душепопечения.

Следует отметить, что важнейшей особенностью церковного служения как Синодальной Богословской комиссии, так и Отдела внешних церковных связей является научно-практический характер их деятельности. Все проводившиеся Синодальной Богословской комиссией в последние годы научно-богословские мероприятия, в том числе и во взаимодействии со светской наукой, - конференции, пленумы, президиумы, семинары, - имели практическую направленность, готовя рекомендации по совершенствованию церковного свидетельства и служения. В частности, это касается и последней богословской конференции "Православное учение о человеке". В то же время Отдел внешних церковных связей, занимаясь острейшими вопросами отношений Церкви и окружающей ее реальности, всегда стремится осуществлять свою миссию на высоком научном и профессиональном уровне, привлекая для разрешения проблем церковной практики лучшие научные и теоретические ресурсы и силы, чему ярким свидетельством стала подготовка фундаментального документа "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", в основе которого в немалой степени лежит обобщение и научно-богословский анализ внешнецерковной деятельности Церкви за последние полвека.

Такой характер деятельности наших синодальных учреждений естественным образом способствует осуществлению совместных научно-практических мероприятий. В свое время Синодальная Богословская комиссия выступала инициатором проведения ряда научно-богословских семинаров с участием ОВЦС, теперь же мы с благодарностью приняли предложение руководства Отдела внешних церковных связей о проведении совместного семинара по проблематике ВИЧ/СПИДа.

Сегодня даже самый малоинформированный человек знает, что распространение вируса иммунодефицита человека во всем мире за последние два десятилетия (а в последнее годы и в странах СНГ) приобрело характер пандемии. Это обстоятельство возводит эту проблему в ранг важнейших угроз развитию и самому существованию общества, то есть является угрозой национальной безопасности.

Но, даже принимая в расчет актуальность и значение этой темы, можно было бы задаться вопросом - разве не мало в обществе иных серьезных проблем, которые действительно требуют заботы и внимания Церкви? Для чего Церкви обращать свое внимание на эту, непосредственным образом не входящую в ее компетенцию тему?

Надо сказать, что по этому вопросу в церковной среде существуют различные мнения. И их обсуждению мы должны будем уделить часть нашего рабочего времени.

Предваряя дискуссию, сразу отмечу, что в этой теме сфокусированы и переплетены все те проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше общество, а именно - социально-экономические, проблемы состояния общественного сознания и морали, отношения к обездоленным и - шире - маргинальным слоям общества, проблемы социального неравенства и социальной справедливости, проблемы становления правового сознания и правового государства, роли государства и гражданского общества, мировоззренческие и ценностные проблемы, и многие, многие другие.

Первый ответ на вопрос: каковы мотивы для вовлечения Церкви в борьбу с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа, - явным образом связан с тем бесспорным фактом, что появление этой проблемы стало результатом нравственного упадка общества, роста бездуховности, цинизма, бесчеловечности, ощущения бесцельности жизни. Это, в частности, касается не только нравственных норм, регулирующих отношения полов, но и утраты обществом фундаментальных ценностных ориентиров, следствием чего становится массовое распространение употребления наркотиков.

Конечно, Церковь как институт не участвует в общественно-политической деятельности. Церковь отделена от государства и дистанцирована от политики, но она не отделена от общества и происходящих в нем процессов. Церковь считает своим долгом давать нравственную оценку происходящему в обществе. То есть сфера взаимодействия Церкви и государства, Церкви и политики, Церкви и общественной жизни затрагивает прежде всего круг нравственно-ценностных проблем с применяемыми в этой области инструментами нравственной оценки, убеждения, призыва. Именно в этом пространстве непосредственного диалога с обществом и государством, пространстве проповеди и воззвания у Церкви существует значимый нравственный ресурс для оказания влияния на происходящие процессы. Это и непосредственное обращение к исполнительной и законодательной власти, и отстаивание своей позиции на площадках общественной дискуссии, в том числе и в средствах массовой информации.

Такой призыв Церкви к власти и обществу адресован не только к христианам, но и ко всем гражданам, ибо Церковь в своем обращении к обществу утверждает фундаментальные человеческие ценности, обличает нравственную деградацию и несправедливость.

В частности, Церковь, следующая заповеди своего Господа о любви к ближнему, могла бы возвысить свой голос против маргинализации и стигматизация ВИЧ-инфицированных в обществе. По видимому, необходимо прямо сказать обществу, что проблема ВИЧ - это не проблема какой-то группы людей, чуждых обществу и заслуживающих лишь презрения и изоляции. Следует ясно сказать о том, что эпидемия ВИЧ/СПИДа является болезнью всего общества, она делает явными те общественные болезни и пороки, которые были скрыты до начала пандемии.

Церкви следует со всей серьезностью отнестись к вызывающему серьезные раздумья потенциалу негативного отношения общества к ВИЧ-инфицированным. В этом следует видеть, с одной стороны, мрачное наследие тоталитарного прошлого с его культом стадной морали и ксенофобии, с другой стороны - результат разъедающего души людей цинизма и разгула беззакония, коррупции, преступности, культа наживы, широко распространившихся в обществе за последнее десятилетие.

Церковь должна со всей ясностью сказать, что будущее у России и стран СНГ возможно лишь в том случае, если развитие наших стран будет происходить на основе укрепления нравственных начал, станет плодом консолидации общества и его духовной мобилизации. Вот почему негативное и безразличное отношение к больным столь опасно - оно является показателем обратной тенденции, тенденции к саморазрушению.

Обращение Церкви к обществу по фундаментальным нравственным вопросам не является в строгом смысле слова миссией, но в то же время и не означает, что Церковь должна отказываться от миссии, от своего свидетельства. Ясно, что лишь религиозная мотивация может быть прочным фундаментом здоровой нравственности, а значит и крепости общества.

За последние годы широко развилась диаконическая деятельность, социальное служение Церкви. Как правило, эта работа осуществляется на приходском уровне, на уровне сестричеств скромными и простыми церковными тружениками. Еще до всякого официального объявления общецерковной программы по работе с ВИЧ-инфицированными эта работа была начата на ряде приходов и сейчас в ней участвует уже немалое количество церковных инициатив. Конечно, удельный вес их невелик в общем объеме задач, стоящих перед государственной социальной сферой, но и здесь большую роль может сыграть эффект доброго примера. Ведь успех церковных диаконических инициатив связан по большей части с тем, что работа в них изначально строится на нравственной мотивации и на ценности заботы о ближнем.

Но все вышеперечисленное относится скорее к внешней деятельности Церкви - нравственной проповеди, миссии и общественному служению страждущим. Не менее серьезной проблемой является и проблема отношения к больным ВИЧ в самой Церкви. Эта проблема включает в себя и особенности душепопечения, и отношение общины и к отдельным больным и к проблеме в целом.

Но эта проблема, помимо церковно-практических своих аспектов, включает и серьезный пласт богословских в своей основе проблем.

Как я уже выше сказал, Синодальная Богословская комиссия инициировала общецерковное обсуждение антропологической проблематики. В ходе подготовки и проведения общецерковной конференции "Учение Церкви о человеке", состоявшейся в ноябре прошлого года, был вскрыт целый ряд серьезных проблем, стоящих перед церковной наукой и служением, имеющих антропологические корни. И, считаю необходимым это подчеркнуть, значительная часть этих проблем имеет самое непосредственное отношение и к нашему сегодняшнему семинару.

В частности, это касается вопроса духовного смысла человеческого здоровья и болезни, в контексте цели и смысла человеческого бытия в целом, следует ли рассматривать болезнь как кару за грех, а здоровье как награду за праведность, каково учение Священного Писания и Святых отцов по этому поводу, и ряд иных вопросов.

Надеюсь, в сегодняшних выступлениях наших богословов мы услышим развитие этой темы.

В тех обстоятельствах, когда сегодняшнее общество переживает своего рода "антропологический кризис", все более утрачивает целостное восприятие человека, ясное свидетельство Церкви о непреходящем достоинстве человеческого существования, о его предназначении и смысле его существования могли бы стать важным фактором укрепления духовных основ общества.

Проблемы, которые нам предстоит обсудить, весьма серьезны и велики по объему. Я далек от мысли, что мы сможем разрешить все проблемы сразу - наш семинар лишь начало серьезного богословского и пасторологического анализа проблематики ВИЧ/СПИДа. Нужно учесть и осмыслить уже имеющийся опыт, тщательно сопоставив его с важнейшими основоположениями православного веро- и нравоучения. Такая работа, конечно, потребует времени и сил, но, как я полагаю, эти затраты вполне оправданы. Представляется полезным, чтобы одним из итогов нашей работы стало избрание рабочей группы, которая могла бы дать углубленный библейско-богословский анализ рассматриваемой нами сегодня темы.

В заключение своего вводного слова разрешите от лица всех участников поблагодарить Высокопреосвященного Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в сотрудничестве с которым мы проводим наш сегодняшний семинар, за поддержку и содействие в его подготовке. Мы также благодарим архимандрита Алексия, Наместника Свято-Данилова монастыря за радушие и традиционное гостеприимство. Я приветствую всех здесь собравшихся участников семинара и благодарю за готовность принять участие в его работе.

Верю, что наше нынешнее собрание в стенах Свято-Данилова монастыря молитвенным предстательством его небесного покровителя свершится в мире и единодушии на пользу Святой Православной Церкви и во славу Божию.

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.