Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Возможен ли феномен положительной зависимости: богословско-психологические аспекты

Шеховцова Л.Ф.,
д-р психол. наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии

Проблема зависимости тесно связана с проблемой свободы и ответственности.

Сущность абсолютной свободы заключается в отсутствии всякого ограничения и необходимости. По определению богословов, свободно то, что есть причина для самого себя. Такой абсолютной свободой обладает только Сущий, Бог.

Человек, как тварное существо (не сущий, в смысле, не являющийся причиной самого себя), хотя и создан свободным, имеет ограничения своей человеческой свободы. Тело человека подчинено, детерминировано законами материальной природы, душа - социальными законами общественной жизни, и только дух человеческий, данный Богом, "дышит, где хочет" (Ин. 3, 8).

Человек, тварь, созданная Богом, бытие которой по замыслу Творца осуществляется в онтологически неразрывной связи с Творцом - совместном бытии, со-бытии Творца и твари.

Адам ходил пред Богом и должен был возрастать в союзе с Ним.

Поддавшись дьявольскому искушению в раю, Адам, не осознавая своей зависимости от Бога-Творца, как неразумный 3-летний ребенок сказал: "Я сам". Бог, уважая его свободный выбор (своеволие ребенка), предоставил ему возможность самостоятельного существования, но как разумный и ответственный Отец, оберегает его от гибели и ждет его возвращения в Отчий дом.

Отрицание тварью своей зависимости от Творца не приводит к исчезновению этой зависимости: не по своей воле человек был Создан, не по своей воле рожден. Даже если он "по своей воле" уйдет из жизни, он не перестанет быть.

Человек не может быть одним, вместо со-бытия с Богом он возрастает в со-бытии с другим человеком - вначале с близким, затем с более широким кругом людей, затем с человечеством (В.И. Слободчиков).

Совместное бытие с Богом или другим человеком не предполагает независимости человека.

Современный человек опутан многочисленными зависимостями в мире: привычки, система питания, семейные отношения, профессиональные нормы, не говоря уже о навязываемых в СМИ ценностях.

Отсутствие совместного бытия с Богом, отрицание того, что человек зависит от Бога, ведет к духовной смерти, отсутствие зависимости как совместного бытия и единства с человеческим обществом ведет к телесной и душевной гибели. Современный человек, "свободный от религиозных предрассудков", не знает, как правило, о своей онтологической зависимости от Творца и не осознает своей тотальной зависимости от мира, оберегая иллюзию своей независимости. Понимание того, что человек зависим от Бога, дает ему чувство безопасности, защищенности, принятия мира и любви. Это, по словам прот. Михаила Бравермана, дает основание считать такую зависимость положительным феноменом.

По учению святых отцов в результате грехопадения произошло искажение природы человека и его единое чувство распалось на чувства наслаждения и страдания. Когда человек подменяет положительную зависимость от Бога многочисленными зависимостями от другого человека, от вещества, технических средств, страстей, подчиняющих его виртуальному миру, то он стремится получить наслаждение, игнорируя и надеясь избежать сопровождающего это состояние страдания. Если до грехопадения он владел своей природой, то после грехопадения страсти неразумной природы овладели им. Единичный интерес, чрезмерно разросшись в ущерб другим, подчинил своему деспотическому господству волю человека, страсть становится болезнью, так как, приходя в страстное движение, душа оказывается "вне своего естества", поскольку приводится в движение чем-то чуждым, внешним, а не своим собственным желанием; страсти - недуг, а не естество природы.

С.Л.Рубинштейн определял страсть как состояние пассивно-активное: пассивное - потому, что человек пленен страстью, не может вырваться из этого состояния, а активное - потому, что человек может развивать большую активность для удовлетворения своей страсти.

В секулярной жизни, обыденной практике, свобода часто понимается как вседозволенность и произвол - "что хочу, то и делаю". Отказаться от самости и этого рабства страсти, освободиться, по мнению святых отцов, труднее, чем завоевать, например, социальную свободу. Поэтому вся аскетика - православная духовная практика - сосредоточена, в основном, на этом: как помочь человеку наиболее эффективно и действенно освободиться от зависимости, несвободы страстей.

Рабство греху, страсти - это высший вид рабства человека, - нарушение иерархии в естестве человека.

Если материалистическая и гуманистическая философия и психология подчеркивают, акцентируют мысль о зависимости человека от внешнего мира, его детерминированность биологическими и социальными законами, то святоотеческая мысль больше обращает внимание на несвободу человека от внутреннего мира, несвободу его от собственных страстей, влечений, потребностей.

На каком-то этапе своего духовного пути человек начинает осознавать имманентность Бога наряду с Его трансцендентностью и понимать свою зависимость от Бога, - писал Ясперс. Человек, созданный Богом в неразрывном онтологическом единстве с Творцом, единичный в своей экзистенции, обретает свободу и независимость от мира через свое единение с трансцендентным Богом, говорил он.

Человек осознает свою неразрывную онтологическую связь с Богом и, как ни парадоксально это звучит для современного сознания, такую связь-зависимость можно назвать положительной.

Господь ждет от человека осознания его онтологической несамостоятельности и желания восстановить утраченную связь.

Осознание и понимание Адамом со-зависимости со своим Творцом и добровольное принятие ее с любовью делает его независимым от всех других зависимостей в мире: от другого человека, от вещества, от князя мира сего.

В современной психологии и психотерапии проблема зависимого поведения человека выходит на ведущие позиции, что обусловлено духовными и социальными проблемами современного общества. Когда признают, что алкоголизм и наркомания - это болезнь, то человек как бы не несет ответственности за свое заболевание - его надо лечить. Таким образом, человек из ответственного за свою жизнь субъекта превращается в объект, с которым "другие" что-то делают.

В христианской психологии подход к решению проблемы зависимого поведения принципиально иной. Если Творец, пойдя на "риск", сотворил человека свободным, то Он не покушается на эту свободу даже в деле спасения человека для жизни вечной: "Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3, 20). Союз человека с Богом может быть только по добровольному изъявлению человека, результатом свободной любви человека к Богу. Ответственность христианина как субъекта проявляется в "ответственном", т.е. добровольном и осознанном отказе от своеволия и своей самости в доверии к Высшей Мудрости и подчинении Его Воле.

Свобода духа человеческого проявляется, в том числе, и в его господстве над своей плотью и страстными зависимостями. Христиане называют себя рабами Божьими, ибо понимают, что только послушание Всевидящему и Всезнающему Богу ведет человека к истинной свободе. Это добровольное подчинение своей воли Воле Божьей есть проявление доверия к Его премудрости и благости, Его любви к каждому из нас.

Одна из главных христианских добродетелей - добровольное послушание Воле Божией: "Да будет Воля Твоя, а не моя". В добровольном согласии человека строить свою жизнь по Воле Божией, а не по самоволию и самохотению, заключается высшая христианская добродетель - смирение. И если Кант полагал, что "свобода - это подчинение самому себе", то для христианина свобода - это добровольное подчинение Богу-Творцу. Высший пример такого послушания являет нам Христос в молении о чаше в Гефсиманском саду: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты" (Мк. 14, 36). Отречение от своей самости и своей греховной воли происходит путем самоукорения и смиренномудрия.

Таким образом, путь исцеления от страстной зависимости - это отказ от зависимости от мира и признание и принятие своей Зависимости от Творца мира.

Свободен тот человек, который владеет собой, своими страстями, своими талантами и строит свою жизнь, освободившись от зла смерти. Свободен тот, кто способен быть самим собой, освободить свою сущность, свое "Я" от всего чуждого, того, что подавляет и искажает его сущность. Подлинная свобода - это сотворение своей жизни в соответствии со своим "логосом" - Замыслом Божиим о тебе. Быть самим собой - это значит соответствовать своей природе, которая есть Образ Божий.

Литература

  1. Михаил Браверман, прот. Роль Церкви в социализации и воспитании делинквентных подростков. - Магистерская диссертация. СПбДА, 2011.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000.
  4. Ясперс К. Общая психопатология. - М., 2001.

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2018. Все права защищены.