Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Исторический и богословский опыт

Христианская благотворительность в древней Церкви

(По книге: И.Зейпель. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. - М., 1913 г., с. 249-266)

6. Отцы церкви вместе с древними учителями церкви всегда были горячими апологетами благотворительности во всех ее видах. Для христианской любви к ближнему открывалось широкое поле деятельности везде, где имелась нужда. Ерм неоднократно указывает на долг христианина пещись о вдовах и сиротах. Климент Римский восхваляет гостеприимство и подчеркивает его в своем послании к христианам Коринфа, как их главное достоинство. Он сообщает, что многие христиане добровольно шли в тюрьму, чтобы освободить других, и многие становились рабами, чтобы на уплаченные за них деньги выкупить других. В письме св. Игнатия к Поликарпу говорится о выкупе рабов на средства общины; но вместе с тем рабы-христиане поучаются не требовать выкупа, так как иначе им грозит опасность стать "рабами своих вожделений". Апостольские правила в числе прочих добрых дел советуют употреблять доход от труда на выкуп рабов. Законы христианских императоров тоже свидетельствуют о стремлении Церкви содействовать освобождению рабов. В 316 г. Константин Великий специально подтвердил давно уже существующее право христиан отпускать своих рабов на волю не перед претором, а перед епископом и собранием общины... Св. Иоанн Златоуст тоже касается вопроса о рабстве. Он отмечает, что в повествовании Деяний Апостолов о коммунизме первых христиан упоминается о продаже имущества, но не о продаже рабов: первые христиане или совсем не имели рабов, или отпускали их на волю. Сподвижники бл. Августина дарят церкви свои земли, но не рабов; последних они отпускают на волю. Мы можем заключить из этого примера, что если не все, то, во всяком случае, те христиане, которые избирали себе удел совершенной бедности, часто отпускали своих рабов на волю...

7. Больше всего делала добра сама церковь; верующие, доставлявшие ей материальные средства для этого, участвовали в этом косвенным образом. Церковь вообще считала все свое имущество достоянием бедных. Но верующие приносили епископу также специальные пожертвования для целей благотворительности. Св. Юстин дает нам следующую картину этой стороны благотворительности церкви. Состоятельные прихожане вносили каждый свою лепту, кто сколько хотел; на эти деньги епископ обязан был помогать вдовам и сиротам, затем впавшим в бедность вследствие болезни или по какой-либо другой причине, узникам, странникам и вообще всем бедным. Подобным же образом Тертуллиан описывает порядки на богослужебных собраниях христиан: во главе общины стоят старейшины, они заведуют общей кассой, в которую каждый вносит свою лепту в определенный день месяца или когда пожелает; эти приношения добровольны, никто не принуждает к ним. Это, стало быть, милостыня. Собранные таким путем деньги идут на пропитание и похороны неимущих, на поддержку убогих сирот, как мальчиков, так и девочек, а также беспомощных стариков, которые не в состоянии больше покидать свое жилище, на помощь потерпевшим кораблекрушение, присужденным к работам в рудниках или к ссылке на острова, наконец, заключенным в тюрьмы, если они терпят это за веру Христову. Этот обычай так характерен для христиан, что язычники отзываются о них: Смотрите, как они любят друг друга! Таким образом, имущество христиан служит им для осуществления истинного братства, а между тем как часто деньги делают врагами родных братьев! Нередко ревностная любовь к ближнему приносит христианам обвинение в расточительстве. Но расточительство, причина которого любовь к ближнему, заслуживает, конечно, лучшего имени... Впоследствии полезная филантропическая деятельность церкви была официально признана христианскими императорами. Если верить одному замечанию Сократа, Константин Великий поддержал александрийскую церковь в этой ее деятельности, учредив раздачу хлеба бедным.

8. Деньгами, предназначенными для бедных, заведовал исключительно епископ. Так как он заведует ими во имя Господа, Апостольские Правила называют его посредником между Богом и бедными. Верующим подобает жертвовать, епископу же заведовать и делить. Поэтому пусть никто не требует от него отчета; сам Бог ему судья. Диакон тоже не имеет права раздавать деньги бедных без ведома епископа. Ориген дает особые предписания для управления церковным имуществом и попечения о бедных. Во-первых, главы церкви должны пуще всего остерегаться употреблять в свою пользу что-нибудь из того, что принадлежит вдовам и бедным. Затем следует при раздаче вспомоществований поступать целесообразно, т.е. принимать во внимание достоинство получателя, причину, из-за которой он обеднел, далее, в каких условиях он вырос, в довольстве ли или с самого начала в бедности. Вспомоществования должны быть различны для мужчин и женщин, стариков и юношей, сильных и хворых. Одним надо давать полное содержание, другим только часть, а именно если они еще отчасти в состоянии зарабатывать себе на пропитание. Надо принимать во внимание также число детей. Образцом епископа, горячо пекущегося о своих бедных, был св. Киприан. Когда ему пришлось оставить Карфаген, он призывает не забывать вдов, больных и всякого рода бедных. При этом он советует держаться при распределении вспомоществований тех же принципов, с которыми мы только что познакомились у Оригена. Кроме того, он назначил из своего собственного имущества известную сумму для нуждающихся приезжих, вероятно потому, что их не было возможности поддерживать из церковного имущества; когда, по его расчету, эта сумма должна была быть израсходована, он посылает новую. Св. Киприан обладал денежными средствами и имел возможность поступать так. Как мы знаем из его жизнеописания, приписываемого обыкновенно диакону Понтию, он в начале своего обращения, еще перед принятием св. крещения, продал свое имущество и тотчас же роздал его бедным. Но впоследствии он получил обратно, - каким образом, в житии не сказано, в этом видели перст Божий, - часть своего недвижимого имущества, - в житии говорится о садах и усадьбе. Он не продал их вторично в пользу бедных только потому, что не хотел вызвать зависть и навлечь преследования на свою общину.

Св. Амвросий требует от епископа осмотрительности и благоразумия в заведовании церковным имуществом. Епископ должен давать приезжим необходимое, но ничего лишнего, дабы не придти в конфликт с другими своими обязанностями относительно клириков. Св. Иоанн Златоуст не желает, чтобы из денег, предназначенных для бедных, откладывали много на черный день, надо давать скоро и обильно, а заботу о будущем предоставить Всевышнему. Этот совет отчасти объясняется ненадежными условиями того времени. Златоуст сообщает о следующем факте: лицо, которому было поручено попечение о бедных, собрало большую сумму золота и предусмотрительно сберегло большую часть его на черный день; и что же, в страну явился неприятель и похитил золото, так что от последнего не было никакой пользы ни бедным, ни их попечителю.

Если средства общины были недостаточны, она могла рассчитывать на помощь других, более многочисленных и богатых общин. Св. Киприан приглашает, например, одну африканскую общину, если она не в состоянии вдобавок к своим обычным расходам взять на себя содержание нового бедняка, послать его в Карфаген, где о нем уже позаботятся. Кроме регулярно взимаемых взносов в общинную кассу, в особых случаях имели место специальные сборы денег. Когда Нумидия подверглась тяжелым нападениям варваров, и многие жители этой провинции томились в рабстве, нумидийские епископы прилагали все усилия, чтобы выкупить как можно больше этих несчастных. Они обратились также к христианам Карфагена за добровольным пожертвованием. Св. Киприан отправил в Нумидию собранную им значительную сумму в 100.000 сестерций, или около 10.000 рублей на наши деньги, и пишет при этом, что все давали свои взносы с величайшим усердием; к этому рвению их обязывала вера и размеры несчастья, которому им пришлось помогать. От имени своих прихожан он благодарит за предоставленный им случай участвовать в столь выдающемся добром деле и обещает снова придти на помощь, если Нумидия опять подвергнется подобному несчастью, от чего избави Бог. Во времена св. Амвросия тоже представлялись случаи жертвовать на подобные нужды. Прекрасная школа щедрости и самоотверженности, - пишет св. Амвросий, - выкупать пленников, освобождать человека из рук его врагов, спасать его от позора, возвращать родителям их детей, детям родителей и граждан отечеству. Тогда в этой помощи нуждались жители провинций Иллирии и Фракии. И на сей раз тоже, как во времена св. Киприана, церковь и отдельные христиане много сделали для выкупа пленных.

Св. Амвросий обращает особое внимание заведующих церковным имуществом на то, что они должны помогать также тем бедным, которые, стыдясь своей бедности, стараются скрыть ее. Вообще, в своих призывах к благотворительности он не забывает ни одной категории бедных; но больше всего печется о тех, которые совершенно беспомощны и не могут при этом обратить на себя внимание других. Поэтому он хвалит христиан, которые пекутся об осиротевших девушках, помогая им, нередко со значительными денежными затратами со своей стороны, вступить в брак: таким образом они спасают девушек от позора.

9. Как мы видим, у св. Амвросия общественная благотворительность церкви всегда идет рука об руку с частной. Вообще последняя никогда не считалась излишней рядом с той косвенной помощью бедным, которая выражалась во взносах в общинную кассу. Тертуллиан говорит, как о само собой понятном проявлении любви к ближнему, о посещении больных, в особенности больных бедняков, о гостеприимстве, о снабжении нуждающихся хлебом. Совершенно особняком стоит следующее место из Апостольских правил: Если кто делает что-нибудь без епископа, это будет напрасно и не зачтется ему как доброе дело. Подобная монополия благотворительности была чужда церкви, она притом не была в ее интересах. Св. Иоанн Златоуст, напротив, категорически заявляет, что верующий не имеет права отговариваться ссылкой на церковную благотворительность: церковное имущество, правда, идет на общую пользу, но христианин не может спастись, если не творит сам милостыни; из того, что церковь совершает дела благотворительности, не следует еще, что ему отпустятся его грехи, он и сам должен действовать на этом поприще...

Свои многочисленные увещания помогать бедным милостыней церковь дополняет защитой скудной собственности этих последних. Первый собор в Толедо в 400 г. налагает кару отлучения на одного из сильных мира сего, который ограбил духовное лицо, монаха или бедного, если он не откажется держать ответ в этом перед епископом.

Хотя раздача милостыни считалась наилучшим употреблением своего имущества, отцы церкви против всяких крайностей в этом направлении, и провинившимся в таких преувеличениях приходилось выслушивать строгие приговоры.

(печатается с сокращениями)

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.