Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Религиозное образование:  православные гимназии
Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского (г. Новосибирск)
Свято-Владимирский Учебный Центр (г.Москва)
Православная гимназия (г. Смоленск)
Православная гимназия "Ясенево"(г.Москва)
Православный лицей Духовной культуры (г.Москва)
Традиционная гимназия (г.Москва)

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского (г.Новосибирск)

Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского была учреждена приходом Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка Новосибирска летом 1992 года. В 1992 году Русская Православная Церковь праздновала 600-летие со дня преставления преподобного Сергия Радонежского, и в том же году был принят закон Российской Федерации "Об образовании", благодаря которому стало возможно создание общеобразовательных школ под церковным попечительством. В приходе с 1990 года действовала Воскресная школа. Воспитанники этой школы не только активно участвовали в церковных службах и проведении праздников, но еще совершали паломнические путешествия по святым местам и вместе проводили летние каникулы в православном детском лагере.

Очень важной предпосылкой создания в Академгородке Новосибирска православной гимназии стало участие прихода в работе Международного Круглого стола по религиозному образованию и диаконии. В самом начале 1992 года приходом был представлен проект "Сибирский духовный центр (непрерывное религиозное образование и диакония в новом сибирском приходе)". Этот проект получил одобрение и поддержку со стороны Круглого стола и послужил стимулом для дальнейшей работы прихода в области образования и диаконии.

Ядро и самую активную часть прихода в Академгородке составили сотрудники Новосибирского Научного Центра, представители самых различных наук: математики, физики, филологи, экономисты, биологи, геологи, искусствоведы. Имея детей и воспитывая их в церковных традициях, они хотели, чтобы их дети учились в школе, где в доброй нравственной атмосфере, наряду с качественным преподаванием всех общеобразовательных дисциплин, преподавались бы Закон Божий, церковная история, церковное искусство и другие церковные дисциплины.

Гимназия была учреждена на Приходском собрании, которое состоялось на Преображение Господне, 19 августа 1992 года. Из числа членов Приходского собрания был избран Попечительский совет гимназии в количестве шести человек. Попечительским советом был назначен директор Гимназии. Им стала руководитель Воскресной школы, летнего лагеря и паломнических поездок детей прихода научный сотрудник Вычислительного Центра Сибирского Отделения Российской Академии Наук (РАН), кандидат технических наук Наталья Георгиевна Горелова. Преподавателями и воспитателями в Гимназии в большинстве своем стали научные сотрудники различных научно-исследовательских институтов и Новосибирского Государственного университета.

С первых же шагов руководство гимназии не противопоставляло новую школу государственной системе образования, но строило Гимназию как органичное звено в общероссийской образовательной системе, тесно сотрудничая с государственными органами образования. При открытии Гимназии было пять классов (первые пять лет обучения). В них училось 70 гимназистов. В наступившем учебном году в Гимназии обучается 139 воспитанников. Самый старший класс - десятый. В прошедшем 1995-1996 учебном году воспитанники, окончившие 9 класс, получили Аттестаты государственного образца об окончании средней школы (9 классов). Старшеклассникам через год предстоит держать экзамены за 11-й класс.

С 1994 года при гимназии действует хоровая школа и детский сад. В хоровой школе в настоящее время начальное музыкальное образование (в объеме детской музыкальной школы) получают около семидесяти воспитанников гимназии. Преимущественное направление хоровой школы ѕ это церковное пение. В детском саду воспитывается 40 детей (две группы: младшая для детей 3-5 лет и подготовительная к школе).

Воспитанники православной гимназии и детского сада принимают самое активное участие в проведении церковных праздников и концертов в Доме Ученых Сибирского отделения РАН. Каждый год они дают два традиционных концерта - вечером на Рождество Христово и в День славянской письменности и культуры 24 мая. Старшие воспитанники участвуют в работах на гимназической ферме, где выращиваются картофель и овощи для гимназии и детского сада.

Значительную помощь гимназической ферме оказал Национальный Совет Церквей Христа в США. В православной гимназии многократно проводились конференции, семинары и совещания по современным проблемам православной педагогики и обновления гуманитарного образования в России. Гимназия проводит апробацию новых учебников и учебные семинары по применению различных методик и пособий.

При поддержке социально-благотворительной службы "Диаконишес Верк" (Германия) был создан научно-издательский комплекс гимназии, и она стала по существу школой-лабораторией, где разрабатываются новые учебные программы, методики и пособия по истории России, русской словесности и религиозно-познавательным дисциплинам для различных типов школ. С 1995 года гимназия имеет лицензию на издательскую деятельность. Подготовлены к печати и выпущены ряд учебных программ и пособий.

Участие в программе "Обновление гуманитарного образования в России" позволило выпустить два учебника для общеобразовательных государственных и православных школ: "Русская словесность" и "Родная история". Реформирование системы школьного образования в России, ознаменованное выходом закона "Об образовании" (1992 г.), открыло перед Русской Православной Церковью возможность участия в школьных реформах и в становлении новой системы образования в России. Среди негосударственных образовательных заведений развиваются различные образовательные концепции. В традиционном православном понимании российской школы "образование" - это формирование в человеке определенного образа. В зависимости от того, каким видится этот образ, формируется и концепция образования. Можно сформулировать различные образовательные концепции, так как вариативность, возможность выбора - важные и неотъемлемые черты современного российского образования. Но любая концепция должна давать ясное представление о том, каким видится воспитанник школы, каково будет его отношение к миру, к Отечеству, в котором он живет, к окружающим его людям, а также какими знаниями и умениями он должен обладать.

Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского представляет собой новый тип общеобразовательной школы. В ней соединяются религиозно-нравственное воспитание детей и современное естественнонаучное и гуманитарное образование. Такой подход к воспитанию и образованию, по мнению учредителей гимназии и родителей воспитанников, наиболее способствует формированию полноценных граждан России. Поэтому православная гимназия в Академгородке Новосибирска, являясь по своему статусу негосударственным образовательным учреждением религиозного типа, ставит перед собой не частные, а государственные задачи: обновление российской школы и воспитание граждан России. В самом общем виде цель, к достижению которой стремится православная гимназия, может быть сформулирована следующим образом: Формирование в учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, хранимых Россией столетиями, а также практических знаний, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои природные возможности в новой социальной и экономической среде.

Реализация этой концепции осуществляется благодаря следующим методологическим принципам:

НЕПРЕРЫВНОСТЬ, последовательность и преемственность в содержательной части образования и методах воспитания от дошкольной ступени образования до окончания школы, включая систему внешкольных занятий.

ЦЕЛОСТНОСТЬ: фундаментальные основы знаний исходят из одной исторической культуры, не являются разорванными и несвязными, "когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не друг против друга" (Бердяев).

ЕДИНСТВО школы, семьи и Церкви в вопросах воспитания и ценностных приоритетов в образовании. Настоящая концепция непрерывного образования и воспитания, разработанная и реализуемая православной гимназией во имя преподобного Сергия Радонежского, поддерживается международной программой "Образование для перемен", курируемой Московской Патриархией и Всемирным Советом Церквей. Она нашла также понимание и поддержку со стороны руководства Сибирского Отделения РАН, областного, городского, и районного органов образования Новосибирска.

Гимназия активно сотрудничает и обменивается опытом с другими общеобразовательными школами города и области, иногородними школами, а также зарубежными школами различных типов. Образовательная и воспитательная работа в православной гимназии призвана отвечать требованиям, предъявляемым к выпускникам нашим обществом и государством, находящимися в стадии глубоких нравственных, социальных и экономических преобразований, и опираться на богатые российские православные педагогические традиции и опыт.

Директор гимназии Горелова Н.Г.
Контактный телефон (3832) 35-78-82

К началу страницы


Свято-Владимирский Учебный Центр
Московского Благотворительного братства равноапостольного князя Владимира (г.Москва)

Свято-Владимирский Учебный Центр включает следующие структурные единицы: детский сад, общеобразовательная школа, школа ремесел (на базе мастерских Иоанновского монастыря), летний лагерь детского отдыха (дер. Скобеево Ярославской обл.). Православная общеобразовательная школа Свято-Владимирского Учебного центра основана в 1991 г. Государственную аккредитацию получила в апреле 1995 г. Учредителем является Братство Св. Равноапостольного князя Владимира. Основными целями работы школы являются: создание условий для христианского воспитания детей совместно с получением ими светского образования; организация полноценного детского отдыха; возрождение традиционных ремесел.

Школа строит свою учебную деятельность на основе базового компонента государственного стандарта начального, среднего общего и специального профессионального образования. Помимо базового компонента в программу школы введено преподавание таких предметов как Закон Божий, церковнославянский язык, история мировой культуры, москвоведение, музыкальная культура, уроки изобразительного искусства. Преподавание иностранного языка (английского) расширено. В средних классах вводится второй язык (немецкий или французский).

Для более полного удовлетворения запросов учащихся в школе организовано преподавание спецкурсов, таких как ИЗО, история мировой культуры, древние языки, физико-математический. За три года обучения в старшем звене школы (9-11 классы) учащиеся могут пройти несколько дополнительных курсов по своему выбору. Это дает им возможность расширить и углубить свои знания, является дополнительной подготовкой в для поступления в высшие учебные заведения. Школа располагает и выбором кружков, где дети могут найти занятия по своему вкусу.

Большое внимание уделяется прикладным видам искусства, художественному творчеству учащихся. Так, на базе Иоанновского монастыря работают кружки церковной вышивки, швейная мастерская. Созданы кружки изобразительного искусства, духовного пения, фотодела, видео лаборатория. Не забыто и физическое воспитание: для мальчиков создана секция "Русская борьба". Учащиеся школы могут попробовать себя и в литературном творчестве.

Уже второй год силами ребят и преподавателей словесности выпускается журнал "Гимназист", работает редколлегия данного журнала, которая знакомится с работами учащихся не только средней, но и младшей ступени школы. Практически ни один школьный праздник не обходится без театрализованной постановки. Спектакли осуществляются силами учащихся с 1 по 11 класс. Есть и спектакли, в которых роли исполняют учителя. Сценарии используются как классических авторов, так и написанные учениками и учителями. Большое внимание уделено трудовому воспитанию.

В этом году школа во время летних каникул была отремонтирована силами учащихся и их родителей, создавались "трудовые бригады" из старшеклассников. Работа в швейных мастерских, занятия художественной вышивкой имеют целью не только развитие детей, но и конкретное дело. Так, работы вышивальщиц использованы для украшения приходского храма Св. равноапостольного кн. Владимира и школы.

Одной из основных идей школы является семейственность, то есть школа является общим делом прихода, преподавателей, учащихся и родителей. Родители участвуют во всех основных делах гимназии и прихода. Особенностью школы является связь и взаимодействие родителей и классных руководителей с духовником гимназии и общение через храмовое богослужение. Сплочению семей учащихся и педагогов помогают и совместные поездки-паломничества по духовно-историческим центрам нашей Родины, организация и проведение летнего оздоровительного лагеря, где учащиеся, родители и педагоги составляют общину, живущую одними интересами.

На сегодняшний день школа полностью укомплектована квалифицированными преподавателями, имеющими, в основном, высшее педагогическое образование. Школа располагает техническими средствами обучения: видеомагнитофоном, телевизором, компьютерами, музыкальным центром, диапроектором. Все эти вещи приобретены за счет Братства или пожертвованы отдельными людьми. Школой заключен договор с Электромеханическим техникумом и английской спецшколой, которые предоставили нам залы для проведения занятий по физической культуре. В Политехническом музее проводятся лекции-экскурсии по таким предметам, как физика, химия, естествознание.

Школа поддерживает связь со Свято-Тихоновским богословским институтом, преподаватели которого регулярно выступают с лекциями и беседами перед учащимися. В школе имеется библиотека, в которой находится около 3000 единиц художественной литературы и более 1000 - учебной. В персонале школы есть детский врач, заключен договор с базовой поликлиникой о медицинском обслуживании, при попечительском центре Братства работает зубоврачебный кабинет. В школе работает столовая, обеспечивающая детей горячим питанием.

Наша школа по своему составу многонациональна. У нас учатся дети из русских, украинских, грузинских, татарских, еврейских, чувашских семей. Большой процент учащихся составляют дети из многодетных и неполных семей. Мы не ставим своей целью подготовку учащихся к поступлению в духовную семинарию или монастырь, но хотим, чтобы наши дети в этой жизни были высоконравственными, духовно богатыми и хорошо образованными людьми.

Заведующая учебной частью Ельникова Л.И.
Контактный телефон (095) 925-79-56

К началу страницы


Православная гимназия (г. Смоленск)

Первого сентября 1996 г. колокола Успенского Собора г. Смоленска пятый раз призвали воспитанников гимназии на молебен к началу учебного года. С этого молебна начинается для них праздник, День Знаний, который провел сам митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Особенно нарядно в этот день выглядели и храмы, где расположена Смоленская православная гимназия, - Одигитриевская церковь (прогимназия, 1-3 классы) и Нижне-Никольская (5-7 классы).

Сегодня в гимназии и прогимназии обучаются 250 детей; старшие из них уже в 7 классе. Они поступали сюда, выдержав серьезные испытания. Экзамены пришлось держать и в процессе учебы. О серьезности гимназического образования говорит такой факт - пятиклассники свободно говорят по-английски, бегло читают по церковно-славянски, приступают к изучению латыни.

В православной гимназии полном объеме изучают все школьные (государственные) дисциплины. Уже дважды гимназия прошла серьезные испытания со стороны органов государственного образования и получила лицензию и государственную аккредитацию. Лицензия дает право преподавать и выпускать учащихся с аттестатами государственного образца. А после аккредитации гимназия получила частичное финансирование от государства.

Помимо школьных предметов, в нашем учебном заведении преподается целый ряд предметов, что и отличает школу. Храмовый колокол (в гимназии нет звонков) собирает ребят на уроки риторики и хореографии, истории искусств и церковного пения, сольфеджио, сценического искусства, иконописи, литургики, богословия, библейской истории. Одна из главных особенностей школы - это углубленное изучение английского языка. С первого класса каждый день уроки английского, а с 3-го класса уроки разделены на чтение и разговорную речь и ведут их разные преподаватели. С 7 класса добавляется второй иностранный язык - немецкий или французский (по выбору детей и их родителей).

Работа всех преподавателей в гимназии организована по кафедрам. Сильная кафедра русского языка и литературы, где учителя работают по индивидуальным программам. Все программы рассматриваются на педсоветах и защищаются в течение года. Разработаны интересные курсы по Ф.М.Достоевскому, Сельме Лагерлеф, Лидии Чарской, по христианской литературе.

В школе увеличено количество часов на изучение русского языка, а в учебном плане предполагается изучение его до конца 11 класса. Результатом такого серьезного подхода стала победа наших детей в этом году на двух областных конкурсах - они стали лауреатами и заняли первые места на конкурсе Лермонтова и конкурсе Достоевского. Участие учащихся в областных конкурсах ѕ не редкость для нас. Только в этом году дети участвовали в олимпиадах по истории и математике; с успехом прошла выставка рисунков на библейские сюжеты в областном выставочном зале.

Среди детских хоров в городе на хорошем счету церковный хор гимназии и хор мальчиков. Но, пожалуй, особенным почитанием пользуется участие наших гимназистов в театральной жизни города. Хорошей традицией для нас стало выступление два раза в году на большой сцене областного драмтеатра православного театра гимназии. Пасхальное и Рождественское представление дают наши дети для учащихся школ города и области. В репертуаре школьного театра ѕ сцены на библейские сюжеты, "Ночь на Рождество Христово" Ершова, Симеон Полоцкий. "Печное действие" Симеона Полоцкого маленькие актеры играют на старославянском языке. А в этом году репертуар обновился прекрасным произведением Константина Романова "Царь Иудейский".

Вот такое разностороннее развитие получают дети в православной гимназии. Они играют на сцене, поют и рисуют, пишут стихи и играют на одном из четырех музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, гитара или скрипка) и при всем этом отличаются успехами в изучении школьных предметов. Такой удивительный результат легко объясним. Это и конкурсный отбор при поступлении, и образ жизни гимназистов, и воспитание их через Церковь.

Директор гимназии Лисовская И.В.
Контактный телефон (08122) 2-06-84

К началу страницы


Православная классическая гимназия "ЯСЕНЕВО"
(г. Москва)

Православная классическая гимназия "Ясенево" - первое негосударственное учебное заведение и самая большая частная школа России (400 учащихся). Гимназия была открыта 1 сентября 1990 года. Учредителем гимназии является Православное просветительное общество "Радонеж". Директор - священник Алексий Сысоев, духовник - священник Артемий Владимиров.

Гимназия является светским учебным заведением, которое дает среднее образование повышенного уровня гуманитарной (классической) направленности с преподаванием ряда дисциплин вероучительного характера. Светский характер образования не препятствует учащимся внешним образом выражать свою религиозность. Но однозначно никто из гимназистов не может быть понуждаем ни к исполнению религиозных обрядов, ни к отрицанию их с оскорблением чувств верующей совести.

Гимназия совершает набор учащихся независимо от их принадлежности к Православию, хотя считает должным ознакомить родителей абитуриента со специализацией образования и заручиться их согласием на обучение ребенка по принятым в гимназии учебным программам.

Учебный план помимо базового компонента включает ряд инновационных курсов: основы духовной культуры, церковное пение, литургика, древнегреческий язык, латинский язык, церковнославянский язык, античная культура и риторика, политология, история искусств, введение в культуру, "Жизнь Земли", краеведение Москвы, "Итоги XX века". Особенностью учебного плана является установка на глубокую проработку межпредметных связей. Концепция образования.

Преподавание в гимназии имеет целью дать учащимся всестороннее гуманитарное образование, основывающееся на христианской этической системе. Профилирующими дисциплинами гимназии являются: древние языки (латынь и греческий в объеме университетской программы), история, русская словесность. Гимназия, таким образом, предлагает учащимся специализированное гуманитарное образование с ориентацией на поступление в гуманитарные вузы. Ее существенная цель - нравственное воспитание и духовное раскрытие личности учащихся, формирование в них осознанных гражданственности и патриотизма.

Эти главнейшие педагогические задачи осуществляются через ознакомление учащихся с системами христианской философии и морали, вобравших в себя все лучшие достижения общечеловеческой культуры. Преподавание религиоведческой дисциплины ("Основы духовной культуры") вкупе с курсом словесности, культурой античности и христианской Европы, и создает тот духовный потенциал, который, к сожалению, отсутствует в общеобразовательной школе. Углубленное изучение древних и новых языков делает образование классическим и раскрывает перед учащимися все богатства духовной и светской культуры.

Особое внимание обращается на преподавание истории Отечества как дисциплины, максимально способствующей духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Курс словесности во многом облегчает эту непростую задачу. Знакомя учащихся с основами православной духовной культуры, гимназия ставит целью научить молодое поколение удерживать в мире Правду Божию в борьбе с силами зла. Основные принципы построения образовательного процесса.

Основным инновационным методом обучения является погружение учащихся в духовный мир изучаемой эпохи. Учебный план гимназии основывается на развитии образовательных задач. Курсы каждого учебного года группируются вокруг одной центральной темы (доминанты):

  • доминанта VI класса - "Древний мир". Изучаются история и культура античности, древнегреческий язык (с VI по X класс) и Священная история Ветхого Завета;
  • доминанта VII класса - "История Киевской и Московской Руси (до воцарения Романовых)". Западное средневековье и византийская религиозная культура образуют исторический фон. Как основные предметы также изучаются: древнерусская литература и художественная культура, церковнославянский язык, литургика и краеведение;
  • доминанта VIII класса -"История Западной Европы нового времени". В XVII-XVIII в.в. Россия обращается к Западу, и российская история становится понятной только в контексте европейской культуры. Большое значение придается физике, как символу западноевропейской культуры. Вводится латинский язык;
  • доминанта IX класса - "Диалог культур России и Европы", вокруг которой организуются курсы истории России, Запада и Америки XIX века и русской классической литературы;
  • доминанта X класса - "Социальная утопия". В центре ее - изучение противоречивого наследия XX века, столетия великих соблазнов и религиозного оскудения. Из социальных утопий выделяются три: - коммунистическая доктрина, - фашистские и национал-социалистические теории, - концепция, согласно которой технический и материальный прогресс автоматически способствуют улучшению общественной морали. Как основные предметы здесь рассматриваются европейские языки, заканчивается изучение классических языков, истории России и Западной Европы и русской словесности XX века (от Чехова до Солженицына). XI класс посвящен осмыслению пройденного и целенаправленной подготовке в вуз по выбранной специализации.
  • Доминанта XI класса - подготовка учащихся ко вступлению в общественную жизнь. Изучаются "Христианская антропология", "Итоги XX века" (осмысление современного состояния человечества), "Право". Образно говоря, структура учебного плана позволяет сделать вывод, что в гимназии изучают один предмет ѕ историю, и учат одному искусству - пониманию.

В связи с тем, что многие предметы были впервые введены в учебный план средней школы в России, а в ряде случаев кардинально пересмотрены подходы и само содержание образования (исторические и филологические курсы), разработки преподавателей Православной классической гимназии получили широкую известность в России, республиках бывшего СССР (по ним работают школы гуманитарного профиля в Москве, Иваново, Дубне, Феодосии и других городах).

К началу страницы


Московский православный лицей духовной культуры

Московский православный лицей духовной культуры основан в 1992 г. Его учредителями являются Синодальный отдел образования и катехизации Московского Патриархата и Всероссийский фонд "Образование". Директор Лицея - И.А. Кузнецов. Лицей имеет лицензию Московского департамента образования на ведение образовательной деятельности и прошел государственную аккредитацию, дающую право выдачи выпускникам документа об образовании государственного образца. В настоящее время в Лицее обучаются 60 учащихся с 8 по 11 классы.

В Лицее сложился уникальный преподавательский состав, среди которого есть доктора и кандидаты наук. Основой всей педагогической системы, принятой в Лицее, является православное понимание воспитания и образования детей. С этой целью в программу помимо базовых дисциплин, которые изучаются в полном объеме, введены следующие богословские спецкурсы: основы православного мировоззрения, литургика, православное церковное пение и др., а также церковнославянский и греческий язык на базе византийской церковной лексики.

Во время каникул дети совершают паломнические поездки, а летнюю трудовую практику проводят на приходах и в монастырях. Кроме того, Лицей имеет направленность на более глубокое осмысление и усвоение русской национальной культуры. Это обеспечивается созданием системы спецкурсов по изучению русского языка и литературы: введение в русское языкознание, русская ономастика и топонимика, древнерусская литература, ряда курсов по классической русской литературе, а также приглашением ведущих специалистов для чтения актовых лекций по отдельным проблемам русской культуры и истории.

Практически все выпускники Лицея (было 4 выпуска) поступили в высшие учебные заведения, в том числе в Духовную семинарию, Богословский университет им. Св. Иоанна Богослова и Свято-Тихоновский Богословский институт. К сожалению, возможности приема в Лицей в настоящее время ограничены. Это связано, во-первых, с недостатком средств и вызванной этим необходимостью взимать плату с учащихся, что ограничивает прием малоимущих, и, во-вторых, с отсутствием собственного помещения, что ограничивает расширение и развитие Лицея в целом.

Зам. директора лицея Шелаев В.В.
Контактный телефон (095) 299-27-44

К началу страницы


Традиционная Гимназия 
Православного Благотворительного Братства во Имя Всемилостивого Спаса (г.Москва)

Tрадиционная Гимназия учреждена в 1992 г. Православным Благотворительным Братством во Имя Всемилостивого Спаса как негосударственное некоммерческое образовательное учреждение. Директор гимназии - кандидат физико-математических наук И.В.Артамкин. Гимназия имеет лицензию Московского департамента образования на ведение образовательной деятельности и прошла государственную аккредитацию, дающую, в частности, право выдачи выпускникам документа об образовании государственного образца.

Традиционность развиваемой в Гимназии системы образования определяется следующими основными принципами:

  • возвращение к культурным и духовным ценностям нашего Отечества;
  • традиционная для русской школы опора на Православие в обучении и воспитании детей;
  • ориентация на общепринятый, "школьный" объем знаний с непременным условием их полноценного усвоения;
  • использование проверенных временем достижений русской и зарубежной педагогической науки.
Основная цель гимназии - получение детьми полноценного среднего образования и воспитание их на основе духовно-нравственных традиций Православия. Кроме общеобразовательных дисциплин, составляющих полный курс средней школы, в Гимназии преподается Закон Божий, Священная история и церковнославянский язык. Особое внимание уделяется церковному пению - православная Москва хорошо знает замечательный детский хор Братства во Имя Всемилостивого Спаса, в котором поют наши гимназисты.

Каждый год действуют летний и зимний лагерь гимназии на Волге, где дети не только отдыхают, но и принимают посильное участие в восстановлении разрушенного храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Богослово.

Традиционная Гимназия была создана на основе сложившегося коллектива православных учителей высокой квалификации (многие из них - выпускники МГУ), имеющих многолетний опыт совместной работы в ряде московских школ и внешкольных учебных заведений. Некоторые из них совмещают преподавание в Гимназии с работой в различных научных или высших учебных заведениях Москвы; из 40 учителей Гимназии 8 имеют ученые степени.

В течение первых трех лет работы коллективом гимназии были разработаны и отчасти апробированы программы по большинству учебных дисциплин (в том числе по литературе, истории, истории искусств, математике, информатике, физике, биологии и химии), подготовлены методические разработки и учебные пособия по ряду разделов. В частности, программа по литературе для 5-8 классов была опубликована в 1995 г. в педагогическом периодическом издании "Первое сентября" как один из вариантов программ, рекомендуемых для средних школ и гимназий, и получила положительные отзывы. В настоящее время готовится второе, дополненное издание этих пособий, предназначенное для более широкого круга школ. Сдано в печать учебное пособие по факультативному курсу математики для 8-10 классов.

В настоящее время в Гимназии имеются все классы от 1 до 11, в которых обучаются 180 детей в возрасте от 7 до 17 лет. Из них примерно 2/3 являются прихожанами храмов, входящих в Братство Всемилостивого Спаса, хотя никаких формальных ограничений такого рода при приеме детей в Гимназию не делается. Мы принимаем православных детей из любых приходов, равно как и тех, кто еще находится на пути к вере.

Большинство учеников нашей Гимназии составляют дети из малообеспеченных семей, в том числе: из многодетных семей - 82 человека, из неполных семей - 30 человек (из них 11 сирот), беженцев - 2 человека. Именно с ориентацией на такие семьи и создавалась Гимназия, работающая на благотворительной, некоммерческой основе, с тем, чтобы обеспечить возможность обучения всех способных и желающих учиться детей независимо от достатка семьи. Мы считаем это принципиально необходимым, так как появляющееся повсеместно очень дорогое образование, доступное только богатым, неизбежно снижает интеллектуальный потенциал страны. Поэтому Гимназия не может взимать с родителей учеников какую-то фиксированную плату за обучение и вынуждена существовать на добровольные пожертвования.

В отношении многодетных семей долг Гимназии - компенсировать сложные условия учебы (занятость по дому, пропуски занятий в связи с необходимостью оставаться с младшими братьями и сестрами во время болезни или занятости родителей, психические перегрузки) индивидуальной помощью, повышенным вниманием и гибкой системой контроля за уровнем знаний. Немалым подспорьем для таких семей являются бесплатные обеды и завтраки в гимназической трапезной.

К сожалению, возможности приема в Гимназию ограничены, так как мы до сих пор не имеем своего помещения. В настоящее время Гимназия арендует этаж в музыкальной школе, на котором размещается с большим трудом. В этом году в 1 класс Гимназии подали заявления более 50 детей, из которых мы смогли принять только половину. В дальнейшем желающих ожидается больше, а мест - меньше.

В 1995 г. после трехлетних хлопот и просьб Правительство Москвы передало Гимназии полуразрушенное здание бывшей Морозовской богадельни с домовой церковью во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Однако восстановление здания потребует значительного времени и огромных материальных затрат. А ведь у Гимназии до сих пор нет постоянного спонсора. Учредитель Гимназии - Братство во Имя Всемилостивого Спаса - может оказывать только незначительную помощь, поскольку осуществляет еще несколько дорогостоящих программ (Свято-Тихоновский Богословский институт, благотворительная столовая, летние лагеря и т. д.).

С момента своего основания гимназия не имеет необходимых источников финансирования. Кроме добровольных пожертвований и помощи Братства, гимназия благодаря аккредитации получает государственные дотации на обучение и питание части детей, но, к сожалению, они недостаточны и поступают нерегулярно и не в полном объеме. Собранных таким образом средств едва хватает на минимальное обеспечение учебного процесса и скромную зарплату учителям, которая никогда не достигает уровня зарплаты их коллег в государственных школах. При этом нам удавалось организовать скромное бесплатное двухразовое питание гимназистов.

В этих трудных условиях Традиционная Гимназия существует уже 4 года. Из 37 выпускников Гимназии 30 поступили в высшие учебные заведения, в том числе 9 - в Московский государственный университет, 12 - в Свято-Тихоновский Богословский Институт, 4 - в Медицинскую академию, 1 - в Государственный Педагогический университет, 2 - в Московский Инженерно-физический институт, 1 - в РГГУ, 1 - в МИГАИК, остальные - в музыкальные, художественные и медицинские училища.

Эти цифры показывают, что четырехлетние усилия коллектива Гимназии не пропали даром. И есть все основания надеяться, что более благоприятные материальные условия и своевременная поддержка привели бы к еще более впечатляющим результатам.

Директор гимназии Артамкин И.В.
Контактный телефон (095) 299-27-44

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.