Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальная работа на базе сельского прихода

Иерей Владимир Климзо

В статье пойдет речь о социальной работе, которая ведется в общине Владимирского храма Борисоглебского района Ярославской епархии. Наш храм, один из самых крупных сельских храмов в районе, был построен на средства Петербургского купца Алексея Прожигалова в центре древнего села Давыдово на старинном тракте между Ростовом Великим и Угличем. При советской власти храм разделил общую судьбу - в 1936 году он был закрыт, и далее в нём были складские помещения и даже клуб. В 1998 году в селе была организована община, которая обратилась за благословением на восстановление храма к тогда правящему Ярославскому владыке архиепископу Михею. С этого времени храм обрел второе рождение.

На момент реставрации здание храма стояло без куполов и крестов, шпиль на колокольне отсутствовал, крыша на зимней части провалилась, и на ней выросла целая роща; да и на крыше четверика летней части росли деревья. За минувшие с тех пор годы храм с Божией помощью оштукатурен, возвращены купола и шпиль на колокольне, в зимней части за временным иконостасом уже пять лет идет служба. По мере восстановления храма стала оживать и приходская жизнь вокруг него. Стали селиться новые люди. Появилось подсобное хозяйство: земля, ферма с коровами, овцами и лошадьми, метало- и деревообрабатывающие мастерские, трапезная.

Одновременно со строительными и хозяйственными инициативами на приходе стали формироваться и направления социального служения.

Помощь людям, попавшим в трудное положение

Пожалуй, первым направлением социальной работы стало предоставление приюта людям, желающим пересмотреть свою жизнь, подумать о целях существования, сменив обстановку. Многие из них потеряли семью, жильё, работу, кто-то, впав в уныние, страдал алкогольной зависимостью, хотя, далеко не все. В помощи этим людям не было ничего нового - возрождалась старая христианская традиция - поработать в монастыре или на приходе во Славу Божию.

В сегодняшней стремительной и агрессивной повседневности люди нередко ощущают себя, словно белка в колесе, теряя порой ощущение начала и конца своих действий, сам смысл существования. Попадая же в условия, освобождающие от социальной ответственности, где ты "никому не должен", можешь не думать о хлебе насущном, о тепле и ночлеге, да все это на фоне приходского бытия, сочетающего труд и молитву, исповедь и причастие, человек обретает возможность спокойно разобраться в себе. "Гости" живут на приходе, как правило, по двое в "кельях", в статусе временных трудников на полумонастырских условиях. Они участвуют в трудовых послушаниях, обычно имеют какое-то личное усиленное молитвенное правило, по понедельникам, средам и пятницам читают акафист иконе Божией Матери "Неупиваемая чаша", стараются регулярно исповедоваться и причащаться. Те, кто в силу жизненных обстоятельств покидает общину, часто возвращаются, и в большинстве случаев поддерживают дальнейшие отношения - звонят, стараются помочь. Конечно, есть и те, кто не уживается на приходе, но приход - не секта, каждый вправе выбрать близкий для себя тип общения.

Поначалу пытались мы помогать и наркозависимым, но впоследствии отказались от этого, осознав, что помощь им требует особого внимания и условий, которых у нас на тот момент не существовало. Кроме того, мы занимались детьми и подростками, а объединять их с наркозависимыми недопустимо.

Детский сад

Некоторое время спустя мы открыли православный детский сад и начальную школу. И здесь мы ничего не придумывали, просто попытались как-то поправить ситуацию, сложившуюся за стенами храма. Жизнь многих деревень в глубинке на протяжении последних десяти-пятнадцати лет складывается драматически. Большинство колхозов разорилось, селяне впали в нищету, стали спиваться, опускаться нравственно. Люди крепкие и активные уехали в поисках лучшей доли. В деревнях, как правило, остались "неприкаянные". Их число умножили отторгнутые городом неудачники, вернувшиеся под родительский кров пропивать стариковские пенсии. Последствия происходящих с сельской общиной перемен трагичны. Мы с прискорбием наблюдаем, что растущие там дети и молодёжь - порой потомки алкоголиков в третьем-четвёртом поколении. Невозможно смотреть на происходящее безучастно, а потому мы попытались силами прихода организовать местных детей, многие из которых стали сиротами при живых родителях.

Так и возник наш православный детский садик "Зёрнышки". Он был создан в 2006 году по инициативе прихожан, а также родителей детей, живущих в нашем селе. Необходимость его создания была огромна: все сады в округе были закрыты и разрушены в связи с ликвидацией колхозов. Единственный, да и тот переполненный детский сад был в двенадцати километрах от нашей деревни. Начинался наш садик с пяти ребятишек и одной воспитательницы. Сегодня у нас 17 детей, директор, воспитательница, две няни и три педагога для проведения разных занятий. Дети, посещающие сад, очень разные: есть ребята из крупных городов, местные дети из хороших семей и дети из неблагополучных семей, живущие за гранью бедности и в условиях бескультурья. Воспитатели и педагоги - это, как правило, люди, приехавшие постоянно или временно пожить на православном приходе.

Основа программы, по которой мы работаем, - это православная вера и русская традиционная культура. Еженедельно наши дети лепят, рисуют, клеят, конструируют, поют под гитару, гармонь и балалайку, играют на детских музыкальных инструментах, играют в подвижные традиционные игры. Празднуют в садике дни рождения и именины, а три раза в год (на Покров, Рождество и на выпускной) приглашают в гости весь приход и родителей посмотреть концерт или спектакль, или просто вместе порадоваться празднику. Дети вместе с воспитателями могут причаститься в нашем храме. А если возникает желание, можно сходить на приходскую ферму, посмотреть на коров, поросят, овец, и главное - сколько хочешь покататься на пони! Кроме этого, наши ребята могут поучаствовать в приходских уличных гуляньях на Масленицу и Троицу.

Существует наш детский сад за счёт прихода. Располагается в частном деревянном домике на три окошка. У нас всего две небольшие комнаты и малюсенькое крылечко, которое служит ещё и раздевалкой. Большая комната выполняет роль игровой и спальни, а маленькая - столовой и мастерской для прикладного творчества. Отопление печное, вместо уборной - биотуалет за печкой, воду приносят в вёдрах, посуду моют в тазиках. Весь педагогический персонал, кроме нянечек, работает бесплатно. Топят печи, возят воду, готовят еду также бесплатно люди, живущие в общине.

Детей в нашем селе с каждым годом становиться всё больше. Нам бы хотелось построить большой уютный садик с нужным количеством комнат, спальней, кухней, столовой, спортивным залом. Создать более крепкий педагогический коллектив для более качественной воспитательной работы (за пять лет сменилось пять воспитателей).

Начальная школа

В 2008 году архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл благословил нас попробовать создать православную школу. Первыми ее учениками были два местных мальчика - первоклассник и третьеклассник, оба второгодники, на обучении и воспитании которых "поставили крест" не только местные школы, но и родители. С них мы и начали. К концу первой четверти преподавателям стало ясно, что причиной плохой успеваемости является огромная педагогическая запущенность в сочетании с сильнейшим страхом сделать что-то не так - родители в методах воспитания особой мягкостью не отличались. Результатом двухлетней работы стал выпуск одного из учеников и поступление его в пятый класс соседней сельской школы, а второй еще продолжает свою учебу, но в его семье произошли очень важные события - родители перестали пить, отдали нам в первый класс второго ребенка, а папа впервые пришел в храм на службу.

Сейчас мы начали третий учебный год. У нас 5 основных учащихся: трое первоклашек, один - второклассник - идет по индивидуальной программе обучения, последний - тот самый "необучаемый", с которого мы начинали - он уже в третьем классе. Также школа продолжает курировать четверых выпускников, которые сейчас перешли в пятый класс и обучаются в школе соседнего села. Мы помогаем делать домашние задания, проводим дополнительные уроки и занятия, да и просто отслеживаем их пребывание в родительских домах, т.к. когда родители уходят в очередной "запой", ребята могут просто на ночь остаться на улице. На занятия по подготовке к школе приходят сегодня семеро детей из детского сада - наши будущие ученики. По предварительным подсчетам потребность в начальной школе в Давыдово существует на 11 лет вперед, и это только исходя из нужд местного населения.

Так как в нашей школе мало учащихся, мы имеем возможность заниматься с каждым индивидуально, подбирая и регулируя прохождение программы для каждого ребенка в своем ритме, создавая более мягкую атмосферу для занятий. У нас заключены между родителями и соседней сельской школой договора "о семейном образовании", а мы, как нанятые педагоги, это образование осуществляем. В конце каждой четверти дети сдают экзамены в государственной школе, к которой мы приписаны, по всем основным предметам.

У нас работает постоянно шесть преподавателей с высшим образованием по различным дисциплинам и приезжает один раз в неделю учитель английского языка. Все преподаватели трудятся бесплатно. Но существует проблема. Официально эти люди не оформлены на работу по трудовым книжкам - мы не смогли найти такой формы трудовых взаимоотношений. У преподавателей теоретически происходит потеря квалификации, хотя они работают, и работают весьма эффективно.

От обычной школы нас отличает также православная направленность. Многие, кто сейчас обучается - дети из православных семей. Все ребята - выпускники нашего православного детского садика, где они уже знакомились со Священным Писанием, изучали жития святых, регулярно посещали богослужения и причащались. Работа в этом направлении не прерывается. Но в школе добавляется много нового: день начинается с общей утренней молитвой (для первоклассников пока сокращенной), для желающих (а нежелающих нет) преподаются дополнительные предметы: "Клиросное пение" и "Основы православной культуры". Ребята принимают активное участие в подготовке и проведении совместно со взрослыми всех праздников православного круга. Таким образом, отношения в школе похожи на отношения между членами одной большой дружной семьи.

Приют

Четвёртым направлением нашей социальной деятельности стал приют для детей, попавших, как сегодня принято говорить, в трудную социальную ситуацию. Начало ему положила в 2006 году просьба одной мамы помочь ей пристроить ребёнка на год при приходе. Эта была семья русских мигрантов, замученных бумажными и финансовыми проблемами по оформлению гражданства. Мы согласились. Потом оформили опекунство над другим ребенком - сиротой, ну а к концу первой учебной четверти детей было уже пятеро. Все разного возраста, из семей с разными проблемами, из разных мест. Так у нас пока в силу стеснённых бытовых условий и по сей день воспитываются только 6-7 человек. Трудятся с мальчишками два сменных воспитателя.

Жизнь приюта неотделима от жизни прихода. Малочисленность воспитанников позволяет создать в приюте почти семейную обстановку. Мы пытаемся растить подростков в духе братства, сотрудничества, самостоятельности. Все они имеют храмовые послушания звонарей, алтарников, поют в церковном хоре. И, конечно, у всех, как заведено в деревнях, существуют приходские семейные обязанности: дрова, вода, уход за животными на ферме, помощь в общестроительных работах и прочее. А в ближайшее время планируем начать профессиональное обучение столярному делу на базе нашей приходской столярной мастерской.

В соответствии со степенью своего понимания церковной жизни воспитанники регулярно исповедуются и причащаются.

Так как школа у нас на приходе пока только младшая, а по возрасту все воспитанники приюта старшеклассники, учатся они в соседней средней сельской школе села Ивановское, где не первый год неплохо прививаются инициативы православного просвещения. Руководит этой школой директор Владимир Сергеевич Мартышин, чей опыт внедрения православных инициатив в просвещение уже достаточно давно известен и в Москве. На базе нашего Центра традиционной культуры все изучают русский фольклор, занимаются бузой, по желанию учатся игре на музыкальных инструментах: гармони, балалайке. Играют в своём ансамбле, участвуют во всех приходских праздничных гуляньях и семейных концертах.

На сегодня у нас у нас уже четыре выпускника. Все учатся в высших учебных заведениях. Один, будучи студентом третьего курса Ярославского педуниверситета, работает в свободное время воспитателем в интернате. Пока у нас в интернате только мальчики, но планируем построить новое здание и увеличить количество детей, может, появятся и девочки.

Центр традиционной культуры

Рассказывая об особенностях нашей образовательной и воспитательной работы, нельзя обойти молчанием существующий при храме Центр традиционной культуры (ЦТК). Одной из главных целей создания ЦТК было формирование культуры прихода на основе изучения, сохранения и передачи лучших явлений традиционной сельской народной православной культуры.

Сотрудники центра - люди с высшим этномузыковедческим, педагогическим, а также художественным образованием. Они ведут работу в нескольких направлениях: исследовательском, образовательном, культурно-просветительском и др.

Изучение традиционной культуры Ярославской области в селе Давыдово началось с создания фольклорного коллектива "Улейма" из подростков и молодежи окрестных деревень в 2003 году. Первые фольклорно-этнографические экспедиции начали проводиться с 2004 года. С того времени исследовались три района Ярославской области - Борисоглебский, Угличский и Даниловский. Тогда же начал создаваться архив аудио- и видеоматериалов. Были найдены и скопированы частные архивы и архивы различных организаций, занимавшихся экспедиционными исследованиями в Ярославской области.

Аудио- и видеоматериалы легли в основу педагогической практики в православном детском саду, начальной школе при храме и дополнительных занятий с подростками Давыдово и окрестных деревень. Стали возрождаться приходские праздники, когда после богослужения прихожане могли поучаствовать в семейных концертах, творческих вечерах, уличных гуляниях и игровых программах. Сегодня сформировался календарный круг таких праздников, который включает двунадесятые и престольные праздники нашего храма.

Изучаются семейные традиции русского народа - свадебный и крестильный народный обряд, трудовые обычаи, такие как "помочи" или взаимопомощь в различных трудовых процессах. Эти знания применяются в современной жизни прихода, и в этот процесс вовлекается все больше сельчан и приезжающих гостей. Побуждение людей задуматься над формированием своих семейных традиций, их знакомство с положительным опытом других семей - одна из задач прихода и Центра.

Коллективное пение во внебогослужебное время - один из способов музыкального развития клиросных певчих. Занятия молодёжи музыкой в виде фольклорного пения и танца в составе вокально-инструментального ансамбля, постоянное участие в проведении праздников и в семейных концертах призвано создать живую среду для освоения музыкальной культуры. Очень полезен этот процесс детям, которые в естественной музыкальной обстановке развиваются и формируют свой музыкальный опыт.

Привлечение молодежи и подростков к храмовой приходской жизни поставило задачу организации их досуга. В противовес сегодняшнему неконтролируемому образу молодёжного времяпровождения ЦТК занимается пропагандой и обучением традиционному варианту молодёжных игр. Внимательное и осторожное обучение их культуре общения с противоположным полом стало возможным в форме традиционных вечерок, где молодые люди и девушки не только должны уметь петь, плясать, знать довольно большой репертуар, но и изготовить для себя традиционную одежду (сарафаны, пояса, рубахи и т.д.). То есть молодежь учат не привычно "потреблять" массовую культуру, а пользоваться тем, что предварительно сами же и произвели. Так в них воспитывается творческое, активное отношение к жизни.

Работа над формированием приходских православных традиций сегодня приносит свои результаты: приходские праздники любят посещать не только деревенские жители, но и москвичи, ярославцы и жители других городов. Подростки и молодежь с соседних ближних и дальних приходов с удовольствием участвуют не только в праздничных мероприятиях, но и в богослужениях (в алтаре и на клиросе); растет поколение детей, которые с малых лет впитывают православные традиции богослужения и приходских праздников.

Новые направления работы ЦТК ждут своих сотрудников. Изучение традиционной ярославской народной одежды приводит к возможности открытия мастерской по ее пошиву. Возрождение ремесел, связанных с обработкой дерева, также открывает возможность формирования мастерской по изготовлению корзин, музыкальных инструментов, детской игрушки и других изделий.

Особо хотелось бы отметить, что силами нашего ЦТК в Ярославской духовной семинарии по благословению архиепископа Кирилла с этого учебного года на старших курсах ведётся экспериментальный курс "Традиционная народная культура".

Реабилитационный центр

Пятым направлением нашего социального служения, на сегодняшний день одним из самых главных, хотя и самых трудных, стала работа с "особыми" детьми и взрослыми. Под особыми мы понимаем людей, обладающих ограниченными физическими или умственными возможностями в силу различных заболеваний: задержки психо-речевого развития, детского церебрального паралича, раннего детского аутизма, синдрома Дауна и т.п. Мы познакомились с московским центром социально-педагогической адаптации "Рафаил" под руководством Валентины Николаевны Загрядской. Их детский коллектив в июне 2006 года стал первым гостем в наших летних лагерях. С тех пор каждое лето из Москвы, Подольска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Воркуты приезжают к нам семьи с особыми детьми, некоторых из которых давно следовало бы отнести к категории особых взрослых, т.к. возраст наших гостей варьируется от шести до примерно сорока лет. Сначала мы намеревались просто помочь приезжающим провести лето на свежем воздухе. Со временем многие проблемы семей, воспитывающих особых детей, мы стали воспринимать гораздо глубже и ответственней. Осознав, что далеко не все получают остро необходимую им государственную помощь, мы задумались: кому же, как не приходу Русской Православной Церкви, надлежит взять на себя попечение о тех, с кем за короткое время общения сложились почти родственные отношения.

Подчеркну, что мы со своим небольшим опытом ни в коем случае не претендуем на роль экспертов в столь широкой и сложной области. Однако идя навстречу просьбам мам наших детей, мы хотим поделиться личными впечатлениями о совместной жизни в наших летних лагерях с особыми детьми и их родителями. Возможно, кому-то наши наблюдения окажутся полезными. Хотелось бы, чтобы они пригодились приходам, которые никогда не сталкивались с такого рода детьми. Нам кажется, многим сельским приходам вполне по силам делать то же, что и мы.

Организуя наш первый лагерный заезд, мы наивно полагали, что у всех инвалидов одни и те же потребности и проблемы. Как же мы заблуждались! Потом мы целый год вспоминали и осмысливали эпизоды общения с этими людьми. Все, кто жил с ними рядом, совершенно пересмотрели такие понятия, как норма, инвалид, болезнь, диагноз, человек. Общаясь с ними, мы много узнали и о себе, о своих недостатках. Узнали и об отношении наших граждан к таким людям. Оказалось, что в метро на таких детей могут смотреть брезгливо и с неприязнью; сверстники могут оскорбить их и даже избить… Бедные мамы, которые возят своих детей в общественном транспорте в различные центры развития, совершенно стоически несут этот крест. Несколько занятий в неделю, час, а то и полтора в один конец - это даже представить себе трудно.

Материнское поведение, сформированное условиями городской жизни, поначалу удивляло. Родитель коршуном бросался на защиту своего ребенка, стараясь не подпустить к нему чужака, будь то такая же мать или другой особый ребенок, пытался жестко контролировать ребенка, постоянно одергивал его, подчас просто хватал за руки. Мамам повсюду мерещилась опасность, самые частые требования - "не ходи туда, не ходи сюда". Но в деревне вокруг лишь поля, цветы, лес, убежать никуда. Через 3-4 дня дети начинали успокаиваться, агрессивные проявления пропадали. Возможно, этому способствует постоянно меняющаяся красота природы, выгодно отличающаяся от монотонности города. Мамы также становятся менее напряженными, и это очень важно, ибо дети столько не переживают, сколько переживают их близкие. Оказалось, что и для мам деревенская жизнь стала фактором реабилитации.

Предложив мамам хоть на время разлучаться со своими чадами, мы постарались включать их в нашу хозяйственную систему. Родители вместе с детьми из приюта и добровольцами - подростками и взрослыми, выполняли посильные работы по обеспечению жизнедеятельности лагеря. Подчеркну, то были не развивающие игровые методики, а включение в реальные полезную и нужную деятельность: укладка дровяных поленниц, уборка сена, уход за животными на ферме, помощь в трапезной, работа на огороде и на строительстве. При этом мы старались подбирать детям индивидуально посильную работу, чтобы в конце они могли ощутить результат своих стараний. Оказалось, что, оторвавшись от мам, многие становились гораздо спокойнее, адекватнее, их поведение заметно нормализовалось. Да и мамы, накрепко привязанные в городе к больному ребенку, в нашем лагере смогли переключиться на деятельность другого рода, и просто, по выражению одной из родительниц, "выдохнуть и глотнуть свежего воздуха". Ведь в лагере и воздух здоровый, деревенский, и молоко со своей фермы.

Ядро летнего лагеря составляют семьи, побывавшие в нем неоднократно. По приезде дети входят в нужный режим за два-три дня. Тем же, кто попадает к нам впервые, такого срока явно недостаточно. Приезжать на пару дней или на неделю бесполезно - дети и взрослые попросту не успевают переключиться с городского ритма, на сельский и церковный. Поэтому мы сторонники длительного пребывания в лагере и мечтаем сделать его круглогодичным.

Жизнь в лагере устроена так. С утра - молитвенное правило в трапезной, затем завтрак, после которого все разбегаются по послушаниям. Каждому предлагается работа по его силам: кому-то на час, кому-то на четыре, одни трудятся парами, другие в группах. Далее обед, отдых и снова послушания. А тем, кому это трудно, - отдых, сон либо прогулка по лесу. Также проводятся занятия по рисованию и рукоделию. При необходимости подключается наш "Центр традиционной культуры" с традиционными посиделками и вечёрками, включающими аутентичный песенный и танцевальный фольклор. Такие занятия равно привлекательны для всех детей, независимо от их диагноза.

В 2008 году к нам впервые приехала Маша Константинова, специалист по иппотерапии, а так как у нас есть три подаренных лошади, то стали возможными и занятия иппотерапией. Надо сказать, что иппотерапия в лагере не похожа на реабилитационные занятия в городе. Катание на лошади по кругу в условиях города ради реабилитационных или спортивных целей иногда непонятно инвалиду и так далеко от его интересов, что теряет свою привлекательность. На селе сбор травы, уборка навоза, чистка лошадей становятся осмысленными, потому что непосредственно видно, для чего это делается. Усилия и труд особого ребенка становятся ему понятными, а иппотерапия воспринимается более осмысленно и поэтому воздействует эффективнее.

Вечерами у молодежи обычно костер с песнями или футбол-волейбол, где все перемешиваются. Тут, правда, случались накладки, так как поначалу детей включали в игру, не учитывая их индивидуальные возможности и особенности режима жизни. Подобное небрежение вызывало неудовольствие некоторых мам. Это надо иметь в виду тем, кто задумает организовать летний лагерь у себя на приходе. Впредь и мы постараемся подобрать более однородные группы.

Бытовые условия у нас пока не очень комфортные. Приезжающие живут кто в строительных бытовках, кто по деревенским домам, кто там же на верандах, а кто и в палатках. Есть уличный душ и небольшая баня, работающие с большой нагрузкой. После того, как мы подтянули к лагерю водопровод, решать проблему с умыванием стало легче. Туалеты у нас обычные деревенские, подарили нам и пластиковые кабинки… Безусловно, такие условия приемлемы не для всех. Был однажды случай, когда одна семья убежала на следующий же день по приезде - очень напугали бытовые условия.

Особая тема - добровольные помощники. В основном это ребята молодые и городские, а посему, особенно поначалу, пока не втянутся, большинство напоминает "расслабленного, чающего движения воды". Городской комфорт поневоле расслабляет. Многие наши добровольцы "устали от жизни", психически неустойчивы, инфантильны. За спиной у них титанические муки поиска смысла выноса мусорного ведра после пятого родительского напоминания, да героические усилия по оказанию помощи маме, выражающейся в подметании двух квадратных метров кухонного пола. Тем не менее, как показал опыт их работы в лагере, всякая молодая душа стремится-таки к подвигу, и через несколько дней ребят уже не узнать. В лагере, где они реально устают и осознают, что их труд необходим особым детям, подросткам не требуется прибегать к искусственным способам (наподобие серьги в ухе), чтобы подняться в собственных глазах. Так что и особые дети, и их мамы, и добровольцы - все без исключения уезжают подлеченными и заряженными на активное существование.

Приезжают к нам воспитанники двух детских домов - из городка Мышкина Ярославской области и из села Мышкино Можайского района, с которыми мы дружим. Эти дети также включаются в деревенскую жизнь.

Для деревенских детей польза от общения с таким количеством новых и разных людей огромна. Как иначе они могут сегодня расширить свой кругозор? Для детей из нашего приюта, как и для добровольцев из городской молодёжи, контакты с особыми детьми, помощь им оказались мощным реабилитирующим фактором. На фоне чужой, по настоящему непростой жизненной ситуации мнимые невзгоды и подростковые капризы уступают место более зрелому миропониманию, и, повторюсь, формируется естественное чувство собственного достоинства. Для особых же детей интеграция в реальную, неигровую жизнь в атмосфере благожелательного человеческого общения, в том числе со сверстниками, становится хорошим социализирующим фактором.

Расскажу об отношениях с детьми и родителями с позиции священнослужителя. Хочу предупредить, что все сказанное на эту тему - не мнение Церкви, а мое частное мнение. Прежде всего, я далёк от прямолинейных выводов, связывающих особенности ребенка с предысторией его родителей, т.к. понимаю, что Божий промысел о каждом человеке есть, конечно же, тайна, открывающаяся очень немногим.

Многие семьи, приезжающие к нам, прошли через различные реабилитационные центры, работающие, в том числе и по зарубежным методикам. По мнению директора ИКП РАО Н.Н.Малофеева, западные модели реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективно работающие за рубежом, интересны и поучительны, но они мало продуктивны на российской почве. Модели помощи детям-инвалидам неразрывно связаны с историей, культурой, религией и экономикой страны, ментальностью ее населения, его традициями и обычаями. Слепое копирование чужих образцов бессмысленно, если не вредно. Взгляды профессора Н.Н. Малофеева разделяет протоиерей Пётр Коломейцев, много лет занимающийся коррекционной работой с детьми, имеющими нарушения слуха.

В отношении особых детей бытует немало стереотипов, в том числе ошибочных, о которых необходимо знать священнику. Например, считается, что дети-инвалиды - существа "бедненькие", "убогонькие", невинные, не способные грешить. Подчас священник, по-человечески сочувствуя инвалиду, без сомнения, не спрашивая, возлагает на него епитрахиль, отпускает грехи, читает разрешительную молитву. Опыт проживания бок о бок с особыми детьми в деревне показал, что они не "ангелы". Они грубят родителям, скандалят, могут шантажировать мам для достижения удовольствий или послаблений, а мамы балуют и не одергивают "несчастненьких". Поначалу нашим воспитанникам и в голову не приходило попросить прощения перед причастием у мамы. Вместе с тем, опыт показал, что, если отказаться от упомянутого предрассудка, но во многих случаях убеждаешься, что у нас прекрасные, совершенно нормальные совестливые дети.

Почему я об этом говорю? Понять, кто такой особый ребенок, кем он является в жизни семьи - ключевой для родителя вопрос. Когда зарождается человеческая личность? Священнический опыт общения с мамами особых детей подсказывает, что пренатальный период жизни ребенка оказывает сильное воздействие на его дальнейшее будущее. Нынче редкая мама ответственно относится к зачатию, вынашиванию и рождению ребёнка. Столь же немногие относятся к своему ребенку-инвалиду как к "несению креста" в православном смысле. Например, ребёнок страдает всевозможными страхованиями, не обычными, с которыми сталкиваемся все мы, а особо навязчивыми, от которых ему самостоятельно трудно избавиться. Врач прописывает некую химическую помощь, но причина-то не ясна, посему и недуг не лечится. Общаясь со священником, родители вспоминают, как проходила беременность, нередко обнаруживая ситуации нравственного неблагополучия. Многих одолевали сомнения "рожать - не рожать", мысли об избавлении от плода. Думается, что преступник, в одиночной камере ожидая казни, и то чувствует себя лучше: он взрослый, да и, как правило, понимает, за что наказан. А каково ребёнку, жизнь, которого начиналась с подобного опыта? Порой оказывается, родители считали, что не время заводить ребенка, вели весьма легкомысленный образ жизни. В пору материнской беременности мужчина и женщина в лучшем случае осознавали себя "будущими" родителями, таковыми уже являясь. Они не подозревали, что рядом с ними от момента зачатия постоянно находится душа маленького человека, моложе их лет на 18-20. Душа, которую, говоря церковным языком, Господь подарил им, чтобы они в любви вырастили её для Жизни Вечной.

Встречаются и родители, которые искали контакты с неизвестными тайными силами. Казалось бы чего проще - спроси у любого священника, и он бы много рассказал о путях и задачах этих "сил", об их делах, которые они творят с человеческим родом на протяжении уже не одной тысячи лет.

К сожалению, годы безбожия привели к тому, что многие сегодня относятся к браку, к себе и друг к другу, да и вообще ко многому без любви, потребительски. Подобный подход переносится и на человека в целом. Выработалось отношение к человеку, как к некоему биологическому механизму, который можно изготовлять, ломать, чинить, а при необходимости убирать подальше, чтобы не мешал. Если человек - "машина", его можно копировать, а в случае обнаружения дефекта - утилизировать. А как быть с бессмертной душой?

К сожалению, многие врачи, психологи, педагоги, с которыми мамам наших детей приходилось встречаться, если не являются людьми верующими, сознательно или подсознательно, но относятся к особому ребенку также механистически. Им никто не объяснял, что у человека, кроме тела, есть еще и дух. Кстати, многие ли из них знают об инвалиде с детства по имени Матрона. Что бы ждало её в семье неверующих родителей? Полагаем, какой-нибудь психоневрологический интернат. По счастью, ее родители были православными, Матронушка сызмальства подолгу бывала на службах в Церкви. Она прожила долгую плодотворную жизнь, облегчила страдания сотен людей. И сегодня при молитвенном обращении к святой праведной блаженной Матроне московской многие продолжают исцеляться.

Область духа есть важная составляющая человеческой жизни, ею традиционно занималась в нашей стране Русская Православная Церковь. Работа в области духа и является главной особенностью наших лагерей, дополняя работу врачей, психологов, психиатров, коррекционных педагогов и иных профильных специалистов.

Большинство родителей с особыми детьми - люди невоцерковленные. Благодаря относительно малой загруженности сельского храма многим семьям пребывание в лагере позволяет регулярно участвовать в богослужебной жизни, почаще причащаться. Открывается возможность дольше и в спокойной обстановке общаться со священником, глубже разобраться в себе, в своих нравственных проблемах и вопросах веры, появляется возможность более глубокой исповеди. И у родителей, и у детей разрешаются многие вопросы духовного плана.

Семьям с детьми-инвалидами трудно посещать городские храмы: там, как правило, многолюдно, а дети-инвалиды в таких условиях испытывают дискомфорт, к тому же порой они шумят во время службы. В результате некоторые вообще перестают бывать в храме, что, конечно же, не лучшим образом сказывается на их духовном состоянии. В сельском храме привыкнув к новому окружению, наши дети на службах ведут себя спокойно, тихо, порой чувствуется, как они молча, но внутренне глубоко сердечно участвуют в богослужении. Некоторые по их личному желанию и возможностям привлекаются к активному участию в службе. Замечал, что после причастия многие дети, в том числе аутисты, проявляющие аутоагрессию, способны успокаиваться. Пусть на короткий срок, но ведь без "химии"!

Какие выводы мы сделали для себя? Летние лагеря для детей с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разнообразные организационные формы. Чаще они имеют оздоровительно-развлекательную направленность, как правило, это разнообразные специалисты и терапевтические занятия, флаг, горн, линейка, спорт, музыка. Не отрицая возможного многообразия, мы за пять лет работы пришли к выводу о полезности предлагаемого нами направления. У нашего летнего лагеря есть свои отличия, которые мы хотели бы сохранить и развить в будущем. По сути, мы, как и любой другой церковный приход, образуем своеобразную семью. Как и во всякой семье, у нас возникают проблемы в общении, но совместными усилиями мы стараемся поддерживать между всеми искренние, дружеские, доброжелательные и терпимые отношения. Даже ссоры, без которых не обходится быт, как правило, носят семейный характер. Как и во всякой семье, есть много дел, нас объединяющих. При этом каждому есть дело по плечу, и ребенку и взрослому, и умелому и неумелому, главное - это то, что мы стараемся по-семейному решить проблемы каждого члена общины. При этом церковная жизнь, исповедь и причастие, является главным источником сил для такого образа жизни. Принимая особых детей в свой приход, мы не пытаемся подменить специалистов, чья задача -профессиональное сопровождение детей в лагере. Все мы - члены общины, добровольцы, особые дети и их родители - просто живем рядом, дружно разделяя весь широчайший спектр деревенских забот и радостей.

В заключение хотелось бы особо отметить, что наука и Церковь в вопросах попечения о детях с ограниченными возможностями взаимно дополняют друг друга. Священнослужителям, психологам, педагогам и другим специалистами нужно чаще общаться, искать формы взаимодействия. Ведь как порой священнику без соответствующего образования трудно понять, что говорит специалист, так и невоцерковлённому специалисту сложно порой разобраться в духовной трактовке ситуации. В условиях терпеливого, внимательного, доверительного общения друг с другом надо находить общий язык. Опыт совместных семинаров, проходящих с осени 2008 года в Институте коррекционной педагогики РАО, очень своевременен. Будучи слушателем этого семинара, я получил много полезных и интересных сведений. Хочется выразить огромную благодарность сотрудникам Института, которые находят такие формы представления результатов научного поиска, которые вполне доступны и не профессионалу. Хотелось бы, чтобы епархии нашей Церкви объединили свои усилия с авторитетными институтами, занимающимися проблемами семей с особыми детьми; хотелось бы, чтобы юристы перевели существующие проблемы этих семей на понятный для законодателя язык, а государство усовершенствовало бы законодательство в интересах детей-инвалидов и их близких.

Изучать интересный опыт отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья нашим чиновникам, в первую очередь, следует не за границей, а в отечественной глубинке, где этот опыт давно копится, к тому же опыт свой, родной и близкий, а значит и самый полезный для народа нашей Родины.

Всех, кто хотел бы поучаствовать в нашем богоугодном деле, приглашаем к сотрудничеству.

Наш сайт: http://davydovo-hram.ru/

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2011. Все права защищены.