Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  уход за больными

Опыт служения патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества

"Поможет благоустроению, если будем верны, тщательны и деятельны со смирением".

Митрополит Филарет Московский.

Модель сестринского ухода православной патронажной службы

Реформа сестринского дела, происходящая в России начиная с 90-х годов, привела к качественному изменению профессионального и социального статуса сестринской профессии, возросла ответственность сестер и изменилось их собственное отношение к своей профессии. Общепризнанно, что в оказании помощи по уходу за больными сестринский персонал играет ключевую роль. Это особенно хорошо видно в паллиативной медицине и хосписном движении, где предметом заботы являются умирающие.

В 1990-х годах открылись факультеты высшего сестринского образования на базе нескольких Санкт-Петербургских медицинских институтов. В Москве Медицинский колледж № 1 им. И.М.Сеченова, 2-ой Мединститут и другие ВУЗы также открыли факультеты высшего сестринского образования.

Медицинские сестры с высшим образованием возглавили отделения и службы сестринского ухода. Появились новые понятия сестринского дела:

  • концепция сестринского дела,
  • модель сестринского ухода,
  • сестринский процесс,
  • сестринский диагноз.

Концепция сестринского дела - это основная идея сестринского дела.

Модель сестринского ухода - это реализация концепции сестринского дела, то есть образец, по которому мы действуем; это средство, помогающее представить, на чем акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть сестринские вмешательства.

Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи.

Под сестринским диагнозом понимается формулирование проблем пациента.

В практике Российского государственного здравоохранения при осуществлении сестринского процесса используется модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966). Она реализуется в соответствии с рекомендациями Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранении. Суть модели В. Хендерсон состоит в том, чтобы помочь человеку в удовлетворении его фундаментальных биологических, психологических и социальных потребностей при его непосредственном участии в планировании и осуществлении ухода.

В мировой сестринской практике существует множество моделей сестринского ухода. Эти модели базируются на оценке основных жизненных потребностей человека, которых в разных моделях насчитывается до 10 и более. Во всех предложенных сестрам моделях к жизненным потребностям человека относятся физиологические, психологические и социальные потребности:

  1. Нормально дышать;
  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости;
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности;
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение;
  5. Спать и отдыхать;
  6. Одеваться и раздеваться;
  7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду;
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
  9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей;
  10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнения;
  11. Заниматься любимой работой;
  12. Удовлетворять свою любознательность, нормально развиваться.

Мы можем обеспечить больному профессиональный медицинский уход, оказать помощь в удовлетворении его жизненных потребностей, решить его социальные проблемы, окружить заботой и вниманием, но останется часть его личности, которая будет не реализована и не востребована. Эта часть связана с жизнью души.

Духовные потребности намечены лишь в отдельных моделях и определяются как :

  • иметь жизненные ценности;
  • отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой (В.Хендерсон).

Нам, православным сестрам милосердия, для осуществления ухода за больным недостаточно перечисленных жизненных потребностей человека, так как по опыту религиозной жизни и профессиональной деятельности мы знаем, насколько важны духовные потребности, особенно для больных с пожизненными и пока еще неизлечимыми заболеваниями. Еще мы знаем, что между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие.

"Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела" - учит нас врач-хирург Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Поэтому при планировании работы и ведении своего сестринского процесса мы учитываем всю совокупность жизненных потребностей нашего больного, а, главное, стараемся принять его в свое сердце и стоять с ним перед Богом, по опыту зная, что прежде чем больного лечить, надо его любить. В этом мы и видим основную идею сестринского дела.

Принимая методику ведения сестринского процесса Вирджинии Хендерсон как основу своей модели ухода, мы ставим на первое место потребность нашего пациента в том, чтобы его любили, а свою сестринскую цель ухода за ним видим в заботе не только о его физиологических и социальных потребностях, но и в попечении о его душе, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания. Цель нашего сестринского дела - "любовь ко всякой душе скорбящей и озлобленной", а задача сестры - стяжать эту любовь.

"Общаясь друг с другом, мы можем раскрыть себя. Мы часто сами не знаем ценностей нашей души, и от этого ложится на душу некоторое помрачение. Ведь для выполнения нами своего назначения, для раскрытия нас самих надо, чтобы открылись наши внутренние очи, только тогда мы увидим в душе те ценности, которые закрыты от нашего внутреннего ока. Надо самим открывать в себе эти ценности и помогать другим открывать себя, мы сами открываемся себе в своей глубине. Этим именно и полезно общение с другими людьми: оно является для нас школой нашего спасения, школой нашего духовного напряжения. В одиночестве человек становится почти всегда беден. Живя в одиночку, мы как бы отрезаем себя от общей жизни, от жизни целого организма и в этой самости засыхаем, так как не питаемся тогда соками общей жизни.

Через общение с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека: через соприкосновение сродных начал силы эти приходят в движение. Общение с людьми обогащает таким образом нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми. Каждый человек ведь индивидуален, но каждый человек может восполнить в себе недостающее через общение с целым организмом человечества" (Архиепископ Пражский Сергий (Королев)).

Подобное внутреннее состояние патронажных сестер определяет их работу и направленность действий.

Православная служба сестринского ухода имеет свои приоритеты, отличные от медицинских государственных и коммерческих организаций. Коммерческая организация рассматривает больного как клиента, просьбу как заказ и выполняет заказ в рамках договора. Критерием оценки работы считает мнение клиента о выполненной работе.

Православная служба считает свою работу служением нуждающемуся в нашей помощи больному. Сестры милосердия проживают вместе с больным данную ему Богом жизнь, проходят единый христианский путь, принимая за основу наставление преподобного аввы Дорофея: "Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду; это неразумно. И потому если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно.

А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания: ибо кто имеет такую цель, тот что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному".

Критерием оценки своей работы мы считаем стабилизацию или улучшение состояния больного, изменение христианского качества его жизни, и прежде всего, духовное возрастание.

Такая мотивация и высокое качество оказываемой помощи неизбежно ограничивает количество обслуживаемых больных.

Свято-Димитриевское сестричество открыло несколько служб сестринского ухода: в 1 ГКБ, институте Склифосовского, детском доме № 11 для детей с отклонением в развитии и богадельне. Это позволило разработать и внедрить многоступенчатую модель образования: младшая медицинская сестра - медицинская сестра базового уровня - медицинская сестра с повышенным уровнем образования - специалист с высшим сестринским образованием.

На всех ступенях этой модели требования к работе сестер предъявляются самые высокие. Независимо от должности, младшая сестра, медицинская сестра или старшая сестра несет юридическую ответственность и церковное послушание духовнику сестричества.

О форме сестры милосердия

"На всех сестрах были коричневые платья с белыми накрахмаленными обшлагами; ярко-белые и тоже накрахмаленные чепчики на простых гладких прическах; белые фартуки с карманами и - главное и самое заметное - наперсные золотые продолговатые кресты на широких голубых лентах. В этой глубоко обдуманной … униформе была и торжественность и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер и даже, пожалуй, обреченность", так описал форму сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, учрежденной в 1854 году великой княгиней Еленой Павловной, один современник.

"Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…" - из устава Вятской общины сестер милосердия, 1899.

В исторической ретроспективе форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательным по уставу.

Белый фартук с нагрудной эмблемой с изображением православного креста и плат с красным крестом на нем - форма сестер Свято-Димитриевской общины сестер милосердия.

Требование нашей патронажной службы к сестрам - всегда и при всех обстоятельствах работать в форме - наполнено глубоким внутренним содержанием и не является формальным.

"Форма дух бережет" - эти слова принадлежат одному из самых известных и чтимых священников нашего времени, священномученику новой Кавказской войны конца ХХ века, замученному чеченскими бандитами в сентябре 1999 года, протоиерею Петру Сухоносову. По свидетельствам его духовных чад, несмотря на все их просьбы поберечь себя, отец Петр, настоятель Покровского храма в станице Слепцовской, одной из "горячих точек" Кавказа, выходя из храма, никогда не снимал священнического облачения. Свою последнюю службу отец Петр отслужил в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы. Вооруженные чеченцы ворвались в храм с автоматами и схватили батюшку прямо в иерейском облачении.

Сестринская форма, также прежде всего "дух бережет", помогает сохранить внутреннее устроение, сообразовать внутреннее с внешним. Через форму одежды внутреннее и внешнее взаимодействуют.

Сестринская форма для внешнего мира определяет идентичность сестры милосердия: форма говорит о ее конфессиональной принадлежности, принадлежности к сестричеству или общине сестер милосердия, а также о ее профессии. В контактах и взаимодействии со светскими организациями, например, руководством больниц, в которых сестры работают, форма помогает сохранять свою некоторую "инаковость", т.е. отличие от светского медицинского персонала и, следовательно, возможность осуществлять свою профессиональную деятельность в согласии с христианскими нравственными нормами.

Форма сестры важна и для выстраивания ее взаимоотношений с пациентом будь то в лечебном учреждении или при уходе на дому. Благодаря форме сестра являет больному не только свои личностные и профессиональные качества, но и дух общины сестер милосердия. В трудных ситуациях, в которые нередко попадают сестры, особенно при уходе на дому, форма их еще и защищает. Ведь дежурить приходится у больных, родственники которых могут быть и наркозависимыми, и алкоголезависимыми, и психически больными. С их стороны бывают проявления раздражительности, агрессии, попытки перейти границы в общении. В таких ситуациях форма помогает формализовать отношения, зачастую один лишь ее внешний вид снимает вспышки агрессии.

Это не менее важно и для больного, особенно тяжело больного, часто неадекватно воспринимающего окружающее или находящегося в состоянии спутанного сознания. По нашим наблюдениям, если в моменты прояснения сознания первое, что появляется в поле зрения больного, - это белый плат с красным крестом и белый фартук сестры милосердия, он быстрей успокаивается и возвращается к действительности. Особенно часто это встречается на ночных дежурствах, когда сестра сидит у постели больного, и он внезапно пробуждается.

Форма "бережет дух" сестры, т.е. помогает защитить ее внутренний мир, побуждает окружающих относиться к ней с уважением.

Ношение формы налагает большую ответственность, поскольку люди светские по сестре милосердия судят о Церкви в целом. Многие из них через сестру впервые знакомятся с Православием и порой воцерковляются.

Во многих сестричествах сестра получает право ношения формы не сразу, часто это право дается духовником сестричества. Конечно, форму сестры милосердия надо носить благоговейно, аккуратно, бережно, с прилежанием. Сестра в форме являет собой верность общине сестер милосердия, верность вере, верность Богу.

Руководитель патронажной службы
Свято-Димитриевского сестричества
Егорова Ольга Юрьевна

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.