Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, март 2020

Конференция по проблемам зависимости

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2019 г., С.-Петербург (продолжение)

Изменение отношении? наркомана с Богом в выздоровлении

Екатерина Алексеевна Савина, реабилитационный Благотворительный Фонд "Зебра и К", Москва

Исцеляет Бог. Пока человек с Ним, выздоровление существует. Иначе - как одному в космос, там только гибель. Наркоман этого не видит: мешают отрицания зависимости. Поэтому цель реабилитации - привести человека к осознанному общению с Богом. Но на этом пути есть препятствия.

Во-первых, мы знаем, что выздоровление творит Бог, но часто этого не принимаем: отсюда осуждение, "воспитание" наркомана, возвышение своей роли в его изменении, обучение/манипуляции. Выздоровление воспринимается не как чудо, а как алгоритм, который надо правильно выполнить - и все получится.

Во-вторых, когда наркоман приходит в реабилитацию, у нас нет общего понятийного аппарата, языка, духовного опыта. Духовный опыт у наркомана есть, но он другой: там есть общение с темными силами, бесами. Нам надо осознавать, что когда мы говорим "Бог", наркоман имеет в виду не обязательно Того, о Ком мы говорим. Мы говорим о разном, и он нас не понимает!

Но, несмотря на препятствия, на отсутствие контакта человека с Богом, Бог начинает процесс выздоровления: создает кризис и далее продолжает его, если Бог не встретится со свободным протестом человека против выздоровления. Тогда Бог отступает.

И в этом процессе выздоровления мы наблюдаем процесс понимания, осознания Бога наркоманом в зависимости от движения человека в процессе выздоровления.

В употреблении, в начале процесса узнавания Бога, Он на периферии мира, персонаж легенды, сказки, которая может быть отчасти и правда, и потому Бог неизвестен. Евангелие не проповедано. Частично оно может быть известно, но воспринимается как легенда, которую человек пытается приспособить к своему пониманию реальности и отметает все, не вписывающееся в эту рамку.

Главный - Я, поэтому Бог имеет служебную роль: подай, принеси. Он гораздо менее значим, чем окружающие люди. "Прости" не звучит. Личность Бога не просто неизвестна - она неинтересна. Бог может быть опасен: отомстит за ошибки (злой директор, судья и палач) и все видит и знает (следователь). Главная опасность - Он не даст употреблять, а это главная цель жизни активного наркомана. Поэтому от Бога надо прятаться (игнорировать), обращаться в крайних случаях и рассматривать как помеху в остальной жизни.

Здесь мы видим характерные свойства зависимой личности: лживость (в том числе и ложь себе), отрицание своей подчиненности бесу-зависимости, использование других людей в своих целях, из которых главная - употребление. Поэтому есть разделение мира на Я и Они; при этом Я так плохо живу, что меня надо жалеть и спасать от бед, а Они часто как раз виновники этого "плохо", поэтому есть враждебность, обиды и гнев, насилие и одиночество как итог (Горлум).

Одновременно в человеке присутствует и другая субличность: добрая, воспитанная в семье, не желающая зла себе и другим, стыдящаяся реальности Я. Отношения с Богом выстраивают обе субличности. Они конфликтны и перемежаются, и это еще усугубляет хаос в отношениях Я с миром и Богом.

В кризисе, который, возможно, станет началом выздоровления, есть переживание бессилия и исчерпанности всех своих возможностей, которое переводит Бога из периферии в близость к Я-центру. Это либо конфликт с Богом (обида, гнев и страх): "Как Ты так можешь со мной???", - либо потребность в спасении из кризиса, чудом и "бесплатно", без своей ответственности. Часто они перемежаются. Кстати, спасение действительно бесплатно, но есть ответственность его принять и удержать.

Кризис - суд - переломная точка в жизни наркомана, их может быть несколько в жизни, и после него может начаться выздоровление. Кризис мы не можем создать, но можно его обострить, проявить. Начнется ли выздоровление, зависит от того, будет ли наркоманом принято решение начать изменять жизнь, прекратить употребление, в какую сторону пойдет процесс. Решения может не быть, и тогда кризис остается бесплодным мучением, отсрочкой продолжения употребления. В кризисе можно и умереть, окончательно решив остаться в употреблении (Горлум).

Я, тем не менее, остается в центре мира. Наркоман нередко видит действие беса, или даже воочию бесовские силы, имеющие полную власть над ним, стремящие его к гибели. Это ужас. Человек из такого кризиса начинает сердечно молиться или хотя бы надеяться на спасение из неведомого источника. Бог, отвечая на этот призыв, может помочь ему как бы "со спины". Человек не кается, он нуждается в облегчении состояния немедленно, и мольба его только об избавлении от муки.

Здесь человек обращается к Богу вынужденно, нет личных отношений с Ним, только требование помощи. Фокус внимания - на себе страдающем. Наша попытка помочь в направлении "тебе надо прекратить употреблять" может парадоксально вызвать гнев: "Мне и так плохо, а он еще хочет лишить меня всего, что у меня есть!".

Можно было бы сказать, что это детские отношения с Богом, но даже младенец улыбается матери и отцу, любит их. Наркоман в кризисе Бога не любит и не стыдится себя. Он пытается Его использовать - и только.

Начало выздоровления. Наркоман начинает общение с другими выздоравливающими людьми в группах и получает три новых для себя переживания: надежду на то, что наркоману можно жить хорошо без наркотиков; представление о Боге как о Личности, с Которой эти люди находятся в общении; собственный начальный опыт благополучной трезвости. Начинается знакомство с Богом.

Тут много зависит от тех людей, с которыми наркоман находится в общении. Он впитывает, как губка, все новое и склонен следовать инструкциям в уверенности, что так он построит свое выздоровление. Бог здесь тоже служебный объект его мира, но Он гораздо ближе, чем раньше, с Ним начинается взаимодействие. Трезвый образ жизни с трудом конкурирует с прежними ценностями употребления: много соблазнов их как-то совмещать.

Тут вступают многие предубеждения, вынесенные из предыдущего опыта: о Боге как о Судье и Палаче, о том, что Бог не хочет, чтобы я жил так, как я хочу, поэтому от Него надо держаться подальше; о необходимости стать как те верующие (мама, например), которые были против меня совсем недавно, и молиться как они; "школьные" представления о невежестве верующих; страх быть обманутым и так далее.

Если мы посмотрим, как меняется в выздоровлении зависимая личность, мы увидим, что рекомендации выздоровления направлены именно на преодоление лживости и закрытости ("честность, открытость и непредубежденность - духовные принципы нашего выздоровления"); на поиск иных духовных ценностей, конкурирующих с главным для наркомана - с употреблением наркотиков.

Это не только возвращение к себе самому ("пришед в себя, сказал…" (Лк.15:17)), но и противостояние тем пагубным изменениям, которые принесла зависимость.

В общем, идет критическое и недоверчивое знакомство с Богом, но есть и готовность искать и пробовать. Бог "человеколюбствовал еси обычно" (Молитвы утренние, молитва 6-я, святого Василия Великого) и откликался на эти попытки подарком минут чистой радости, дружбы и милосердия, сменяющихся вновь недоверием и критикой. Теперь это подросток в вере, неистовый в стремлении к правде и не прощающий Богу, например, смерть своих друзей: "Почему Ты их не спас?!". Он не терпит неопределенности и непознаваемого, ему нужно "все разобрать", потом "остаются лишние детали и почему-то не работает". "Лишнее" - это, например, посты и праздники, вообще Церковь. Но есть и мальчишеская откровенность и доверие Богу иногда, и совершенно потрясающие меня подвиги веры. Я знаю выздоравливающего наркомана, который работал врачом и должен был быть в клинике к 8 утра. Он вставал в пять, молился полчаса, читал тексты по выздоровлению и писал список, за что он вчера благодарен людям и Богу, возбуждая в себе это чувство благодарности, снова молился за них и уходил на работу. Вечером он шел на группу Анонимных Наркоманов, там еще помогал новичкам; приходя домой, писал работы по поддержанию своего выздоровления, молился Богу сердечно и ложился спать. Так каждый день пять лет, включая выходные. Он откликался на каждую просьбу о помощи. Он мог. Я помню похороны другого нашего друга наркомана: гроб стоит в храме, над ним всю ночь друзья читают Псалтирь по-славянски. Понемногу, чтобы всем досталось, читают многие впервые в жизни, половину не понимая, но веруя, что Бог слышит их и другу помогает!

Не все так. У многих столько недоверия и бессилия именно в вере, что они не могут удержать ее, а с ней и выздоровление. Падают, встают, опять пробуют верить. Очень много недоумений и боли приносит эта подростковая уверенность, которая подогревается в общении на группах, что можно все понять и сделать, следуя рекомендациям "впереди идущих" в выздоровлении наркоманов, советам священников, родственников и специалистов. Сделать без Бога. Есть подростковое стремление к поиску авторитетов, учителей, которым верят безоговорочно - потом разочаруются, конечно. Мы же знаем, что выздоровление - чудо, которое творит Бог, часто, но не всегда. И обычно в определенных условиях, но это только условия, а само чудо творит только Бог. Поэтому любые усилия самого человека обеспечить выздоровление не могут. Надежда здесь только на Бога, именно надежда, и для этого Его надо поставить в центр своего мира. Это человек и делает! Дальше проходит "водораздел".

Очень много выздоравливающих наркоманов нашли Бога как Помощника, Надежду и стараются жить правильно, по Евангелию, не догадываясь ни о том, что живут по нему, ни о том, что Автор Евангелия - тот самый Бог. Они усваивают правильный трезвый способ жить - Программу 12 шагов, благодарят Программу (и людей в ней), при этом молятся Богу, просят о своих нуждах, может быть, даже захаживают в храм. Но они не видят в Боге Христа, они живут без Него, и попытка проповеди встретит вежливый отпор. "Я сам знаю, как мне верить". Крещеные в детстве, они не христиане, их вера во многом похожа на ветхозаветную, она проникнута твердой надеждой на помощь, в ней есть и страх обидеть Бога, но нет любви к Нему.

У них есть опыт Богообщения, но опосредованного. Они верят в неведомого, но заботливого и помогающего Бога (может быть, это их Ангел-Хранитель?). Есть сердечные молитвы, есть молитвенный труд - их осознанная трезвость тому порукой. Бог продолжает помогать им, и это неудивительно: "Мой негордый Бог", как писал Симеон Новый Богослов. Но когда они встретятся с Ним, до или после смерти (лучше бы до), будет много удивления и раскаяния. Сейчас они отвергают любую катехизацию как вторжение в те отношения с Богом, которые дали сегодня им трезвость, и они очень боятся ее потерять. Они защищают самое дорогое для себя!

Что они знают о Боге? Что Он любящий, помогает в трудные времена, что Он в силах вернуть им трезвость и здравомыслие, чтобы ее удержать и укреплять. Они верят, что Бог им помогает через людей, которые вместе с ними выздоравливают, и видят очевидные плоды этой веры. Они как-то формулируют про себя: Бог хочет, чтобы они жили "правильно", потому что неправильной жизни Бог помогать не будет, но при этом иногда верят и в то, что от Бога можно как-то спрятаться, не обращаясь к Нему, и пока пожить без Него, а потом снова прийти к Нему, и Бог не отвергнет вернувшегося. Они верят, что Бог заботится о них, и найдет выход из любой трудной жизненной ситуации, так что можно будет не прятаться от жизни в употребление наркотиков. Они ищут волю Бога и стараются поступать так, как Он хочет. Например, выздоравливающий наркоман старается не делать зла, четко различая добро и зло. Наркоман уверенно говорит о своем обращении к вере, но предпочитает называть Бога Высшей Силой именно потому, что не ассоциирует ее со Христом и не хочет этого, опасаясь религиозного влияния. Почему? Отчасти боится тронуть то, что уже так хорошо "работает" в его жизни, отчасти понимая, что есть очень много все еще страдающих зависимостью воцерковленных православных христиан, и в том числе священников, то есть православная вера сама по себе не спасает (мы-то хорошо это знаем, не правда ли?). Спасает Тот неведомый им Бог, и потому они обращаются к Нему.

Другим удается преодолеть "водораздел". Пройдя путь поиска Бога в Программе 12 шагов или без нее, найдя Его как Помощника и Покровителя вместе с другими выздоравливающими наркоманами, они рискуют спросить: "Кто Ты? Кто Тот, к кому я обращаюсь?" И Бог отвечает им почти как Моисею: "Я просто есть". Человек слышит, конечно, не голос, но, несомненно, чувствует, что КОНТАКТ с Богом состоялся. Это ошеломляет. Это на какое-то время лишает всех убеждений и предубеждений, и дает острое ощущение счастья. Обычно человек старается оставить его сокровенным. Это случалось со многими людьми, которых я знаю в выздоровлении. По мере того, как человек осознает этот опыт, он начинает понимать, что то, что написано в Евангелии - правда, причем не только историческая, а уже его личная, именно с Христом он тогда встретился. Важно, что человек не надмевается, не учит, не ищет особых переживаний от этого контакта, но контакт меняет его отношения с Богом, он уже ищет не только благополучной трезвости, а жизни с Богом, теперь для него прежняя жизнь недостаточна. Тяга еще бывает, грешит он, конечно, тоже, но частица святости, жившая раньше тайно в его душе, теперь явна, и это можно видеть даже в его лице. Теперь для человека становится важна Церковь и Евангелие, молитва становится естественной частью его жизни. Без нее он изнашивается, и осознает это. Если он встречается с тяжелыми переживаниями в жизни, это только укрепляет его веру. Трезвость становится прямым следствием такой жизни, и не самоцелью уже, но одновременно ценнейшим опытом и даром, который он бережно поддерживает на собраниях Анонимных Наркоманов, понимая, что "клевать надо там, где посыпано". Именно там он пришел к Богу, нашел Его для себя именно там - и потому остается в Сообществе. Прелестью будет в его ситуации решить, что "теперь все в порядке", Бог его исцелил, и поддержка товарищей, их опыт и общение ему больше не нужны. Выздоравливающий человек становится способным любить, видеть красоту, быть самоотверженным, каяться и радоваться.

Некоторые пережили такой опыт встречи с Богом или святыми раньше, на дне своей жизни. У меня был пациент, который в минуты отчаяния встретил свт. Николая, и после этого пришел выздоравливать. "Мой негордый Бог" посещает людей и в аду. Бог свободен встретить человека тогда, когда Ему благоугодно. Как говорил Владыка Антоний Сурожский, "нет такого пути…, нет такой стези, по которой человек идет, где бы он не мог встретить Бога" (Антоний, митрополит Су?рожский. Пути христианской жизни. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/puti-hristianskoj-zhizni/).

В обоих случаях - с "неведомым Богом" или со Христом - выздоравливающий наркоман иначе выстраивает отношения с другими людьми. Теперь в центре мира стоит Бог, а вокруг Него люди, среди которых и он сам, и потому возникают братские отношения. Осознавая, что Бог и их тоже согревает Своею благодатью, выздоравливающий наркоман относится к ним как к себе самому, осуществляя заповедь любви к ближнему, что, в свою очередь, укрепляет его связь с Богом в центре его мира. Так он теперь и живет…

В разные периоды духовного взросления нам надо стараться говорить с выздоравливающими наркоманами на их языке. Мы можем сказать о Боге только на языке сегодняшних представлений наркомана о Боге. Каким он Его сегодня понимает. Только так мы сможем помочь, и так мы будем только участвовать вместе с ним в создании условий, в которых Сам Бог может сотворить чудо выздоровления.

Распространённые мнения о программе АА и взгляд изнутри

Протоиерей Роман Сыркин, настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших г. Белоозерский, Московская область

В своем докладе я расскажу о работе с содружеством "Анонимные Алкоголики". Некоторые наблюдения, которыми выздоровевшие алкоголики поделились со мной, я передам вам, насколько это возможно, без искажений.

Хочу подчеркнуть, что, в отличие от обычных людей, не алкоголиков, на свою болезнь они смотрят не снаружи - они знают её изнутри. Поэтому у них свой угол зрения, и они многое видят иначе. Это не научные факты, так как эти пьяницы не являются учёными-экспертами в области алкоголизма и наркомании, но для специалистов и для желающих им помочь эта информация может представлять определённый интерес. Возможно, для кого-то эти сведения могут оказаться весьма неожиданными и спорными, но кому-то, надеюсь, помогут избежать серьёзных ошибок, а также помогут разрушить некоторые распространённые заблуждения и предвзятые мнения.

Почему мне пришлось всем этим заниматься? Меня рукоположили во священника в 1990 году в Подмосковье. Я столкнулся не только с проблемой восстановления разрушенного храма, но и с алкоголизмом и наркоманией среди местного населения. Естественно, что я пытался помочь через церковные таинства, такие как Исповедь, Соборование, Причастие. Некоторым это помогало, но далеко не всем. Несмотря на то, что страдающие люди искренне хотели исцеления, они срывались, умирали или исчезали из поля зрения. Необходимо было что-то ещё. Например, если у человека гангрена, то совершенно очевидно, что после всех таинств и молитв его необходимо отправить к хирургу. Поэтому мне пришлось искать специалистов, читать специальную литературу, посещать семинары.

В 1992 году я познакомился с Евгением Николаевичем Проценко, который подарил мне книгу "Анонимные Алкоголики". Я её внимательно прочитал, и мои личные представления об алкоголизме очень сильно изменились. В этой книге психиатры высшей категории признавались в своей беспомощности при лечении определённого класса алкоголиков и записали их в безнадёжные. Но тут же засвидетельствовали, что Анонимные Алкоголики нашли духовный выход из смертельного тупика, предложив свою программу.

По причине невежества и большой самонадеянности, являясь к тому же молодым священником, я решил исправить эту американскую программу, изложенную в книге, сделать её, как мне казалось, "православной". Кроме того, в то время я считал, что на так называемых группах "самопомощи" могут собираться не только алкоголики, но и наркоманы, и эмоционалы, и игроманы, и так далее, что всё это одно и то же. Но через некоторое время совесть мне подсказала, что результаты моих действий совсем не те, что я ожидал. Сейчас я легко могу объяснить, в чём я ошибался. Дело в том, что как под вывеской "православный целитель" может не оказаться Православия, так и любая вывеска, где есть упоминание о "шагах", например, "двенадцать шагов исцеления от алкоголизма", совсем не означает, что это Анонимные Алкоголики.

Необходимым условием эффективной работы программы и условием соответствия "вывеске" оказалось наличие и обязательное соблюдение традиций Анонимных Алкоголиков. В противном случае это нечто иное и называться должно по-другому, и тогда гарантии Анонимных Алкоголиков отменяются и заменяются гарантиями специалистов по исцелению. Я не мог дать таких гарантий, наоборот, я признал свою полную профнепригодность в качестве "целителя".

Поэтому следующим этапом стало новое изучение и программы, и традиций, как они изложены в книге "Анонимные Алкоголики", но уже не самостоятельно. Теперь я внимательно прислушивался к комментариям выздоровевших алкоголиков. К тому же появился опыт принятия исповеди у людей, проходящих программу. Мои представления об этой болезни в очередной раз серьёзно поменялись. Наконец-то я увидел, что эта программа обращена не ко всем вообще грешникам и даже не ко всем пьющим, а только к совершенно безнадёжным алкоголикам, к изгоям, которые вышли за рамки человеческой помощи, их может спасти только сам Бог. И когда я пытался, так сказать, "улучшить" программу, то самоуверенно становился на место Бога. Теперь я уверен, что за время этих экспериментов над больными людьми многие из тех, которым ещё можно было помочь, к сожалению, погибли.

Оказалось, что единственным поводырём к Богу может быть только выздоровевший алкоголик, который при личной встрече и на собраниях, которые, в общем-то, для этого и существуют, передаёт свой опыт исцеления такому же безнадёжному больному, или, как они говорят, "настоящему" алкоголику.

Как это происходит?

Пришедший на собрание алкоголик узнаёт, что он болен, и что его болезнь состоит из двух частей.

Первая часть в их семантическом пространстве называется "аллергия тела", когда абсолютно трезвый алкоголик выпивает какое-то количество спиртного, и у него, как ответная реакция, возникает неудержимая физическая тяга к алкоголю, которая не поддаётся никакому сознательному контролю. Единственный способ эту тягу не вызывать - не принимать алкоголь внутрь. Человечеству на сегодняшний день не известно ни одного способа, как избавить алкоголика от этой аллергии. Анонимные Алкоголики убеждены, что любой человек, единожды выказав такую реакцию на алкоголь, с ней так и умрёт. Это не лечится. Из яичницы невозможно снова сделать яйцо.

Всё остальное, нелогичное и необъяснимое в поведении больного, программа относит ко второй части болезни, обобщая это термином "одержимость ума", так как ум алкоголика всё время "одержим" воспоминанием о чувстве лёгкости и комфорта, которые придут сразу же, как только он выпьет несколько рюмок, тех самых рюмок, которые другие (не алкоголики) на его глазах выпивают совершенно безнаказанно.

Это повреждение ума приводит к тому, что в любой непредсказуемый момент алкоголик на миг забывает о том, что если он выпьет, то не сможет остановиться, и что последствия будут ужасными, но это легко вытесняется из памяти воспоминанием о комфорте или любым самым нелепым оправданием выпивки, и весь кошмарный цикл повторяется. Это очевидное безумие.

Для посторонних жизнь алкоголика выглядит так, как будто он думает только о себе и полностью игнорирует интересы других людей. В большой степени это сущая правда. Но к этому обязательно нужно добавить, что алкоголик живёт в действующем, не прекращающемся ни на одну секунду настоящем алкогольном аду. Он воздвиг его стены из страха, а вход завалил камнем из жалости к себе. Его бессмысленно пугать смертью, потому что смерть уже давно кажется ему избавлением, а не угрозой. Гораздо больше смерти он боится остаться без алкоголя.

Никто из людей не может войти в эту пещеру по причинам, которые я не могу объяснить. Люди могут с ним поговорить, бросить ему какую-то еду, но ничем не могут ему помочь. А вот алкоголик, который выполнил эту программу, не только знает, как войти в эту пещеру, ведь он там был, но самое главное, он теперь знает, как из неё выбраться. И только он может убедить отверженного пойти за ним, потому что говорит с ним на одном языке.

В программе это называется "отождествлением", когда алкоголики понимают друг друга с полуслова, в отличие от "внешних", не алкоголиков.

Когда измученный десятилетиями пьянства, часто после недельного запоя алкоголик оказывается на пороге группы Анонимных Алкоголиков, он сталкивается с необъяснимым явлением. До этого окружающие говорили ему, что он виноват, что он должен взять себя в руки, или что он пьёт, потому что его недолюбили в детстве, или ещё что-то, возможно, очень правильное, но это не работало.

А придя, наконец, на группу, он впервые в жизни оказывается среди своих. Они рассказывают о своей болезни, о двух главных её симптомах, и он, обнаруживая это у себя, ставит себе такой же диагноз! И хотя никто из них не говорит ему: "Я тебя не осуждаю", - он это чувствует.

И часто это производит такое сильное впечатление, что ровно в эту секунду алкоголик обретает возможность не пить. Эта трезвость не является следствием изменения личности, поэтому она ненадёжная и вряд ли будет продолжительной, но, тем не менее, является прямым следствием отождествления одного алкоголика с другим.

Программа не занимается чувствами и переживаниями алкоголика, она сосредоточена вокруг молитвы и практических поступков, приводящих алкоголика сначала к полному осознанию своего поражения, а затем к готовности возопить к Богу о помощи. И тогда Бог, только Бог и никто иной, может коренным образом изменить личность больного, это постоянно подчёркивается в программе, которая от первой до последней буквы Богоцентрична.

Программа ни одной секунды не тратит на выяснение причины алкоголизма, она имеет дело со свершившимся фактом и работает только на решение, а не на исследование предпосылок. Выполнившие программу алкоголики говорят о себе: "Мы выздоровели!". Именно так, в совершенном виде. Это не означает, что теперь они могут пить как нормальные люди. Это означает, что Бог изменил их личности так, что в их ценностном пространстве воздействие алкоголя на них не оставило и следа. Они не пьют вовсе не потому, что боятся, зареклись или "им нельзя", а потому, что Бог освободил их ум от одержимости алкоголем.

Они больше не скрываются от алкоголя и не борются с ним, в их новой жизни он им не интересен и не опасен.

В процессе исполнения программы, к третьему шагу, наступает момент, когда Анонимные Алкоголики начинают настаивать, что корнем, сущностной составляющей болезни является эгоизм. Программа уже не говорит про аллергию тела, одержимость ума затрагивается точечно, и весь дальнейший ход выздоровления сосредоточен вокруг эгоизма алкоголика.

Решение проблемы алкоголизма Анонимные Алкоголики определяют как необходимость обретения жизненно важного духовного опыта, в результате которого Бог начинает освобождать личность алкоголика от эгоизма, от болезненной одержимости самим собой. Именно коренное изменение личности они считают выздоровлением. Они говорят, что перемена эта происходит, когда мысли, эмоции и ценностные установки, которые когда-то направляли жизнь алкоголика, внезапно отбрасываются в сторону, и совершенно новые представления и мотивы начинают довлеть над ними. В результате такого изменения личности алкоголик начинает избавляться от эгоизма, начинает больше внимания обращать на других людей, конфликты и страх постепенно уходят из его жизни, и наступает момент, когда он вдруг во всей полноте осознаёт, что прошёл день, а он ни с кем не поссорился, даже у себя в голове. Он вдруг понимает, что такое мир в душе. Тот самый, всё наполняющий, который он искал всю жизнь.

Такое выздоровление имеет свою цену: это неумолимая честность, непредубеждённость, отказ от своеволия. Здравым смыслом теперь считается не предпринимать действий, если не посоветовался с Богом. Другими словами, единственная цель программы - это личная встреча с Богом.

Для тех алкоголиков, которым эта цена кажется слишком высокой, программа не работает.

Она не работает также, если попытаться её экспортировать из среды алкоголиков, потому что духовный контакт отождествления зиждется на абсолютном бескорыстии. Алкоголики изо всех сил исповедуют принцип: полученное даром отдавай даром, и как только речь заходит о какой-либо плате, программа утрачивает свою эффективность. Она немедленно превращается из инструмента чудесного преображения личности в очередную попытку человеческими средствами заменить Бога. И не важно, сколько там будет шагов и каких: в случае безнадёжных алкоголиков это, увы, не сработает.

Как только я стал осознавать всё вышесказанное, то постарался как можно быстрее предоставить алкоголикам возможность проводить собрания на территории прихода согласно их правилам и традициям. Для этого им понадобилось только помещение трапезной на несколько часов в неделю. Причём я предложил это бесплатно, но они стали платить посильную аренду за отопление и электричество, потому что им нельзя "на халяву". И начались чудеса. В настоящий момент я являюсь свидетелем выздоровления многих совершенно безнадёжных хронических алкоголиков. Они чудом избежали позорной мучительной смерти и радостно следуют своей программе, стараясь всё делать так, как написано в книге, и тогда на них исполняются выше упомянутые "гарантийные обязательства" Анонимных Алкоголиков, которые звучат так: "Вы познаете новую свободу и новое счастье, вы не будете сожалеть о вашем прошлом, вы узнаете, что такое чистота, ясность, покой, исчезнут ощущения ненужности и жалости к себе, вы потеряете интерес к вещам, которые подогревают ваше самолюбие, и в вас усилится интерес к другим людям, вы освободитесь от эгоизма, изменится ваше мировоззрение, исчезнут страх перед людьми и неуверенность в экономическом благополучии, вы интуитивно будете знать, как вести себя в ситуациях, которые раньше вас озадачивали, вы поймёте, что Бог делает для вас то, что вы не смогли сами сделать для себя".

Какая организация или методика осмелится дать такие гарантии? Я посчитал бы такие фантастические обещания дерзостью, но свидетельствую, что это результаты правильного выполнения девяти шагов программы, проверенные огромным количеством безнадёжных алкоголиков.

Тем не менее, Анонимные Алкоголики заявляют, что они, конечно же, не обладают монополией в области лечения алкоголизма, а только хотят предложить воспользоваться их методом тем алкоголикам, которые перепробовали всё, но им это не помогло.

Ещё две минуты вашего внимания.

Необходимо напомнить об одной болезненной проблеме, казалось бы, давно решённой. Обратимся к тексту бюллетеня №13 (Бюллетень АН 1985 года, который был пересмотрен в годы конференции 1995-1996) сообщества Анонимных Наркоманов. В нём подробно и ясно определяются две вещи.

Во-первых, объясняется ключевой для наркоманов термин "зависимость" - понятие, которое в среде алкоголиков вообще отсутствует. Во-вторых, в бюллетене разъясняется серьёзная опасность смешивания терминов алкоголиков и наркоманов, когда наркоман объявляет о якобы "двойной зависимости", и возникает тонкая смысловая путаница, ведущая к блокированию действия программы и, как следствие, к срыву.

Этот документ помог мне понять, почему наркоманы отделились от алкоголиков и создали собственную программу, радикально изменив некоторые пункты. Конечно, их тексты - тоже не научная литература, это тоже взгляд изнутри, но это может помочь специалистам приблизиться к более правильному пониманию необъяснимых для них аспектов болезни.

В заключение хочу сказать, что мне есть, за что уважать выздоровевших алкоголиков, например, за их глубокие и серьёзные исповеди. Вы только представьте себе человека, который не может солгать! С таким не часто встретишься. Но хочется спросить, разве Христос не заповедал нам всем честность и бескорыстие? Многие скажут: "Это в наше время невозможно!". Не верьте, посмотрите на выздоровевших алкоголиков.

Я люблю с ними общаться, они живое доказательство присутствия Божией любви в этом лукавом мире, мне это очень помогает.

Я рассказал вам о том, как менялись мои представления о программе, и как на сегодняшний день я представляю условия, в которых она творит чудеса.

Думаю, что о работе программы лучше бы рассказал кто-либо из комитета Анонимных Алкоголиков по связям с религиозными организациями, то есть, те люди, которые имеют "мандат" на диалог и могли бы грамотно ответить на ваши вопросы от лица сообщества. У меня такого мандата нет, я высказал только своё мнение.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2020. Все права защищены.