Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь 2022

Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества"

Ниже публикуются доклады участников конференции "Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества", 26-27.11.2021 г., Москва (продолжение)

Копинг-стратегии в пастырской помощи при утрате ближнего (по трудам митрополита Антония (Блума))

Иерей Иоанн Мельник

Горе определяется как реакция на утрату значимого для человека объекта или же связи. Речь идет не обязательно о физической смерти, это может быть также потеря отношений, ссора, утрата значимых вещей, разочарование в религии или мировоззренческой картине [1]. В данном докладе мы будем рассматривать реакцию горя в отношении именно смерти близкого человека.

Состояние горя вызывает информация о смерти близкого, которая влечет за собой разрушение жизненно важных отношений отдельно взятого человека.

Горевание - естественный достаточно продолжительный и многоэтапный процесс, который проживает каждый человек, перенесший утрату близкого.

В естественных проявлениях горя в результате смерти близкого человека на первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов плача со спазмами в горле, припадков удушья, учащенного дыхания и постоянной потребности вздохнуть, потери аппетита, слабости. На фоне телесных проявлений человек испытывает чувство эмоционального напряжения, душевной боли. Как правило, имеет место поглощенность образом умершего близкого, легкое чувство нереальности произошедшего. Часто человек в состоянии горя испытывает чувство вины, пытается найти свои оплошности в поступках и упущения, винит себя за то, чего он не сделал для умершего. Нередко человек реагирует на окружающих с раздражением и даже злостью, выражая желание, чтобы его не беспокоили, не всегда может контролировать свои вспышки гнева. Поведение человека в период острого горя может меняться вплоть до неспособности к обычной организованной деятельности, временно утрачиваются прежние естественные модели поведения. Со временем человек как бы заново учится делать повседневные дела, превозмогая переживания утраты и отсутствия смысла какого-либо действия после случившегося [2]. Острая нормальная реакция горя длится около 4-6 месяцев, проходя определенную динамику, которую немецкий психиатр Линдеманн назвал "работой горя" [3]. Цель работы горя состоит в том, чтобы пережить его, стать независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.

Психологи выделяют, как правило, 5 стадий переживания горя и совладания с утратой [4]:

  • Отрицание или стадия шока и оцепенения, которые проявляются в отказе верить в реальность произошедшего (в среднем, 7-9 дней, но может длиться до нескольких недель).
  • Гнев/озлобленность, или стадия поиска - выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим. Горюющий на многих обрушивает свою злость и агрессию, чередующиеся с отрицанием и шоком. Он скорбит, что одинок в своем несчастье, что ему никто не помогает и не сочувствует. Он злится на себя, ругается на Небо, и даже переключается на усопшего, чья смерть якобы разрушила радужные планы. Главная задача этого периода - переход от формального признания к внутреннему принятию и смирению перед фактом утраты
  • Торговля/стадия переговоров (стадия острого горя по Василюку Ф.Е.) [5] - это попытка бегства от душевной боли. Горюющий проигрывает разные ситуации, часто связанные с навязчивым "если бы" ("если я сделаю то-то и то-то, это вернет его…", "если бы я был там…" и т.д.), и пытается ответить на свои же вопросы. Ведь это помогает не только осознать, что близкого человека уже не вернуть, но и пережить случившееся, вернуть ощущение контроля над происходящим.
  • Депрессия (стадия "остаточных толчков" по Василюку Ф.Е.) [5] приходит на смену предыдущим этапам, проявляется чувством печали, пустоты, у человека может пропадать вера в то, что он сможет вернуться к нормальной жизни, он часто избегает контактов, как бы отчуждаясь от окружающих. Период отчуждения естественен для процесса горя, но затяжной характер этого этапа опасен развитием патологического состояния депрессии.
  • Принятие/адаптация ("завершение", по Василюку Ф.Е.) [5] - на этом этапе не только приходит понимание того, что мертвый не вернется, но и появляется смирение с тяжелой утратой. Постепенно ослабевают переживания утраты, владевшие человеком, восстанавливаются разрушившиеся социальные связи. Ф.Е. Василюк описывает этот период как постепенный переход горюющего человека из психологического "пребывания в прошлом вместе с ушедшим" в состояние настоящего времени. Этот период предполагает поиск нового смысла отношений с образом ушедшего, новую роль ушедшего в настоящем [5].

Патологическая реакция горя отличается от естественной реакции на утрату большей продолжительностью (острая стадия может продолжаться более 6 месяцев, а иногда до нескольких лет), глубиной и выраженностью переживаний горя, которые достигают степени клинической депрессии, сопровождающейся стойкой бессонницей, чувством самоуничижения и самобичеванием. Чувство своей вины перед умершим в связи с возможными не предпринятыми мерами, которые могли бы предотвратить смерть близкого человека, носит неотступный характер и сопровождается доминирующими (порой навязчивыми) мыслями и воспоминаниями, связанными с утратой. Чувство одиночества и покинутости, а также представления о бессмысленности дальнейшей жизни, часто с суицидальными мыслями, является чрезвычайно стойким и болезненным. Длительная патологическая реакция горя часто сопровождается возникновением у горюющего соматических расстройств, таких как язва, ревматический артрит, астма, нередко бывает ослабление чувствительности, приступы удушья. Иногда при расстройствах, связанных с утратой близкого, у человека с патологической реакций горя, по сути, с депрессий, может наблюдаться развитие симптомов, от которых страдал умерший. Маркером патологии также являются перемены в социальной жизни, человек может полностью изменить стиль жизни, а также нарушить отношения с друзьями и родственниками. Наблюдается уход от социальной активности; стремление к уединенности. В некоторых случаях имеют место разговоры о суициде для воссоединения с умершим [6].

Возникновению патологической реакции горя могут способствовать такие факторы, как внезапность или неожиданность утраты, потеря близкого, с которым были связаны отношения чрезмерной зависимости, породившие отчаяние, множественные утраты на протяжении незначительного времени, отсутствие поддержки личности, а также личностные и психофизические особенности человека, столкнувшегося с утратой.

Важно отметить, что многие современные исследователи считают целесообразным рассматривать в отдельности каждый вид утраты: утрата ребенка, партнера, родителя, друга и пр. [7]. Так, при смерти детей реакция родителей на утрату может быть особо тяжелой и иметь более деструктивное влияние на личность, сопровождаться всепоглощающим чувством вины, беспомощности [8]. Проявления скорби могут длиться у родителей всю последующую жизнь. Как показывают исследования, 50% супругов, переживших смерть ребенка, разводятся, так и не совладав с ситуацией потери.

Смерть близкого человека является тяжелым стрессом особенно для лиц пожилого и старческого возраста, практически у половины развивается патологическая реакция горя с выраженной депрессией, нередко сопровождающейся суицидальными попытками, выраженным соматическим неблагополучием [9]. Реакция горя у подростков может проявляться проблемами в поведении, в учебе, агрессивным или даже асоциальным поведением.

В психологической и психотерапевтической практике эффективным способом выхода из патологического состояния являются копинг-стратегии, которые предполагают преодоление кризисного состояния личности и постепенную адаптацию к новым условиям жизни. Слово "coping" происходит от английского "cope" (преодолевать). Этот термин был использован впервые Л. Мёрфи в 1962 году, в дальнейшем он был принят научным сообществом, занимающимся проблематикой стресса. Сейчас термин "копинг" используют в понимании адаптивного совладающего поведения [10] в ответ на стрессовую ситуацию и устранение проблем, мешающих продолжению полноценного существования личности.

Основными инструментами копинг-стратегий являются личностные особенности и ресурсы среды. Исходя из этих особенностей, проецируется способ поведения, который направляется на решение кризисной ситуации [11]. Это сообразуется с личностно-центрированным принципом лечения, который заключается в анализе базовых свойств личности, таких как мировоззрение, религиозный опыт, ценности, духовные идеалы, состояние морального и нравственного сознания и др. [12]. Хотя формы течения горя и его проявления очень индивидуальны, неизменность содержания процесса горевания позволяет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать человек, переживающий горе, и его врач или психолог, для возвращения к нормальной жизни. "Задачи горя неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и социальных особенностей горюющего человека" (Д.В. Ворден, 2001).

Задачи, которые должны быть решены за время переживания горя:

1) Признание потери, преодоление отрицания потери или ее значимости;

2) Достижение открытого проживания чувств - ощутить и проработать боль потери. При этом важно преодолеть те препятствия, которые человек сам создает для избегания проработки боли потери (загрузка работой, идеализация умершего, уход от переживаний в путешествия и др.);

3) Выработка умений справляться с теми областями жизни, где влияние умершего было наиболее заметно. Иногда полезно переформулировать потерю в позитивный ракурс: "Что мне дает утрата";

4) Создание новых эмоционально насыщенных связей. Изъятие эмоциональной энергии из прежних связей и перевод ее в другие (иногда вопреки чувству вины и внутреннему запрету, который ставит сам себе горюющий (например, не жениться вновь и др.)). Часто задача начинает реализовываться только через несколько лет. Решение четвертой задачи не предполагает ни забвения, ни отсутствия эмоций. Отношение к ушедшему нужно перестроить таким образом, чтобы продолжать жить и вступать в новые, эмоционально насыщенные отношения [13].

Как при естественных, так и при патологических реакциях в состоянии горя, возникающих после потери близкого, обращение к религиозной вере и духовной жизни имеет существенное значение и способствует эффективному выстраиванию копинг-поведения и разрешению проблем адаптации. По мнению В. Франкла, религиозная вера имеет возможность дать человеку успокоение и опору, которые сложно найти в другой сфере, а это, в свою очередь, может привести к действенным и психотерапевтическим результатам [14].

Выдающийся русский психиатр Д.Е. Мелехов, придававший особое значение вопросам духовной сферы в жизни здорового и больного человека, указывал на то, что целостное представление о больном нельзя свести только к болезненным симптомам и синдромам [15]. По его мнению, религиозные убеждения и переживания, прежде всего, при эмоциональных и невротических расстройствах, могут помогать сопротивляться психической болезни, приспосабливаться к ней и компенсировать ее проявления и последствия, помогать найти более прочную жизненную ориентацию с опорой на авторитет Бога. Американский исследователь Г. Олпорт, автор концепции внутренней и внешней религиозности, в своих работах убедительно показывал, что внутренняя, глубокая религиозная вера способствует сохранению и укреплению психического здоровья и несет большой психотерапевтический потенциал [16].

Особенности помощи при утрате близкого очень подробно освещены в трудах митрополита Антония (Блума), в частности, в его широко известном труде "Жизнь. Болезнь. Смерть" (представляющей запись бесед с Владыкой в период 1993-1994 гг. в рамках серии радиопередач "Пастырь у постели больного"). Пастырский подход к утрате близкого, представленный митрополитом Антонием, во многом соответствуют современному пониманию религиозных копинг-стратегий.

Владыка Антоний поднимает проблему преодоления кризиса существования после потери близкого также в своём труде "Смерть: уходящие и остающиеся". Стоит отметить, что митрополит Антоний пережил утрату всех своих близких и не раз сталкивался с утратой в своём пастырском служении. Владыка делится с нами своим личным опытом потери близкого и опытом пастырского душепопечения, которое имеет под собой Евангельское основание.

Говоря о душепопечении, митрополит Антоний отмечает, что священнику необходим опыт пастырского служения, а также научных знаний для понимания особенностей проявлений и течения душевного заболевания. При этом важно учитывать то обстоятельство, что психические нарушения, а также переживания человека в состоянии душевного кризиса, утраты ближнего оказывают влияние на проявления религиозности и церковной жизни человека. Важно различать симптомы болезного состояния от религиозных переживаний [17].

Примеры поведения священника, которые описывает архипастырь, несмотря на то, что не систематизированы с точки зрения современных методов преодоления горя, но они очень близки к религиозным копинг-стратегиями по преодолению горя и болезни, которые описаны в специальной литературе в настоящее время. В частности, на первых этапах переживания горя владыка уделяет особое внимание тактильному контакту.

В период острого горя пастырская поддержка не должна носить характер рационального убеждения, с использованием словесных логических аргументов. Гораздо важнее быть соучастником переживания горюющего, держа человека за руку, как бы говоря: "я с тобой" [18]. В этих случаях по совету владыки не следует стремиться к героизму в сдерживании эмоций. Очень важный духовный аспект заключён в словах: "… боль - это наша любовь. Любовь выражалась через радость, теперь она выражает себя через боль. Это та же любовь, и нет ничего постыдного в том, чтобы ощущать ее…". Проблема невыражения эмоций в состоянии горя заключается в том, что человек не даёт любви реализоваться, и энергия, которая была направлена к прощанию с умершим, может выйти в другом качестве, навредив человеку. Несомненно, для этого требуется мужество, чтобы быть открытым перед лицом смерти, а отсутствие этого действия может спровоцировать обращение человека к саморазрушающему поведению (агрессии, самоубийству, употреблению алкоголя и наркотиков).

По словам владыки, слёзы это дар Божий. Христос плакал о своём друге Лазаре, понимая, что через грех смерть вошла в мир и тлением заразила человека. Нельзя препятствовать плачу, но между слезами и истерикой с плачем есть разница, а значит и есть разное влияние на человека. Митрополит Антоний вспоминает слова свт. Феофана Затворника, которыми святитель начал одно отпевание: "Братья и сестры, давайте плакать, потому что ушел от нас любимый человек, но давайте плакать как верующие...". Христианин плачет над умершим, потому что он не был призван умереть, но был призван к вечной жизни. В нашу жизнь смерть вошла через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая - трагедия [19].

Митрополит считает, что неверным является путь, при котором человек искусственно подогревает в себе чувство скорби. Человек при этом боится, что если уйдёт скорбь об умершем, то это будет означать, что не было истинной любви. По мнению архипастыря, следует скорбь преобразовать в любовь, через мысль, что самому предстоит пройти этот путь и в конце встретиться с любимым [20].

После шока и переживания горечи утраты, как пишет митрополит Антоний, человек начинает осматриваться по сторонам и искать поддержки, в частности в церкви. По мнению владыки, на этом этапе переживания горя осмысленная церковная молитва за умершего может принести облегчение. Вот что владыка пишет: "…когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: "Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет"". Участие в молитвах в чине отпевания свидетельствует пред Богом о любви к умершему и тем самым утверждает его в вечности [21].

Митрополит Антоний указывает на такой важный симптом горя, как чувство вины. Человеку свойственно переживать вину, связанную с его действиями по отношению к умершему. Особенно часто люди сожалеют из-за недостатка любви в отношениях с умершим. По мнению владыки так не стоит мыслить, потому что каждого из нас Бог призвал в мир по своей любви и приготовил нам вечность. Поэтому наша любовь не умирает и следует продолжать любить человека после смерти, стирая грань смерти. "Мы должны всегда говорить в настоящем: "Я люблю его (ее)", ушедшего из этой жизни, потому что, как говорит нам Ветхий Завет: "Крепка, как смерть, любовь" (Песнь П. 8:6). Любовь - это единственная сила, которая может противостать смерти и не быть поверженной" - говорит митрополит Антоний [22].

Состояние горя человека часто усугубляется фактором обиды или неразрешённого конфликта с умершим. Человек в таком случае особенно остро ощущает чувство вины и становится неспособен для преодоления этого кризиса, поскольку в земной жизни уже нет возможности поговорить и решить конфликт. Здесь очень важно обращение к ушедшему в личном диалоге и в молитве.

У митрополита Антония есть описание связанного с этим случая. Человек в условиях войны становится невольным источником смерти близкого человека, любимой женщины, с которой он планировал создать семью. Он находился в тяжёлом кризисе и его личность была неспособна перебороть это состояние из-за сильного чувства вины. Владыка посоветовал ему обратиться к любимой, рассказать свою боль, попросить прощения и помощи в установления покоя в душе. После этого разговора, человек смог избавиться от гнетущего чувства внутри и справиться с состоянием горя, которое так долго продолжалось в его жизни.

После переживания шока, горестных эмоций, поиска поддержки возникает вопрос, что делать дальше? Начинается этап восстановления отношений с окружающим миром. При этом очень важным условием жизни в новых обстоятельствах является осознание того, какая память остается с нами об умершем. Митрополит Антоний советует оценить роль, которую умерший человека играл нашей жизни: его любовь, заботу, уважение, которые он в нас вложил, и чему, благодаря ему мы научились. И после этого "стать продолжателем его жизни" через ту любовь, которую мы испытали благодаря ему [19]. Таким образом, человек продолжает жить с нами, в нашей любви, распространяющейся в мире. Митрополит Антоний ссылается на слова Евангелия: "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12:24).

Анализ трудов митрополита Антония в утешении человека, который столкнулся с утратой близкого, показал, что в пастырском служении и работе митрополита имеют место принципы религиозных копинг-стратегий совладания с горем, которые используются в современной психотерапевтической поддержке специалистами. Владыка описывает на личном опыте те пастырские методы, которые он использовал в процессе утешения. Таким образом, знакомство с религиозными принципами духовной пастырской поддержки, описанными митрополитом Антонием, позволяют говорить о концептуальной помощи пастыря людям, которые находятся в состоянии горя при утрате близкого человека.

Использованная литература:

  1. Биктинина Н.Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: учебное пособие. - Оренбург: ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 - С. 37.
  2. Бурина Е.А., Основные подходы к изучению утраты. Интерактивная наука. № 6. - СПб.: "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"", 2016 - С. 54.
  3. Линдеманн Э., Клиника острого горя // Психология эмоций:тексты. - М.: Изд-во московского университета, 1984. - C. 247.
  4. Элизабет Кюблер-Росс, "О смерти и умирании", Корвет, 2016, 294 с.
  5. Василюк Ф.Е., Психология переживания. - М.: Из-во МГУ, 1981. - С. 134.
  6. Бурина Е.А., Основные подходы к изучению утраты. Интерактивная наука. № 6. - СПб.: "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"", 2016 - С. 54.
  7. Roos S., Chronic sorrow: a living loss.- New Haven and Londo: Yale University Press, 2000.
  8. Smith H.I., ABC's of health grieving. A companion for eveyday coping, - Indiana: Notre Dame, Ave Maria Press, 2007.
  9. Корнилов В.В., Неблагоприятные исходы патологической реакции горя у лиц позднего возраста. - М.: автореф. канд. дис., 2019. - С. 12.
  10. Коломейцев Ю.А Корзун С.А Основные научные подходы к копинг-поведению. - С. 3.
  11. Ялтонский В.М., Соколова Е.Т., Сирота, Н.А., Видерман, Н.С. Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя, и условно здоровых мужчин. Социальная и клиническая психиатрия. № 2 М.: Из-во "Мед практика-М", 2001. - С. 36-43.
  12. Полищук Ю.И., Летникова З.В. Развитие идей Д.Е.Мелехова о роли духовной сферы личности при психических расстройствах в позднем возрасте. Журнал Социальная и клиническая психиатрия. Т.30. №1. - М.: "Мед практика-М", 2020. - С. 46.
  13. Ворден Д.В., Понимание процесса горевания. Журнал Практической Психологии и Психоанализа. № 4. - М.: Институт практической психологии и психоанализа, 2015. - С. 7.
  14. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Пер. с нем. - СПб.: Речь, 2000. - С. 125.
  15. Мелехов Д.Е. Психиатрия и основы духовной жизни, 1997.
  16. Allport G.W. The individual and his religion. N. Y., 1971.
  17. Антоний (Блум) митр., Жизнь.Болезнь.Смерть. - М.: Изд-во Новое Небо, 2018. - С. 38.
  18. Антоний (Блум) митр., Смерть: уходящие и остающиеся. Пер. с англ. - М.: Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", 2016. - С. 13.
  19. Антоний (Блум) митр., Жизнь. Болезнь. Смерть. - М.: Изд-во Новое Небо, 2018. - С. 46.
  20. Антоний (Блум) митр., Жизнь. Болезнь. Смерть. - М.: Изд-во Новое Небо, 2018. - С. 48.
  21. Антоний (Блум) митр., Смерть: уходящие и остающиеся. Пер. с англ. - М.: Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", 2016. - С. 18.
  22. Антоний (Блум) митр., Смерть: уходящие и остающиеся. Пер. с англ. - М.: Фонд "Духовное наследие митрополита Антония Сурожского", 2016. - С. 15.

Зачем в психиатрии нужно учитывать духовность?

Виал Мена Венсеслао Доминго

Введение

В начале своего доклада хотел бы вспомнить фотографию, на которой запечатлены фламинго на озере на севере Чили. Они способны переносить морозные ночи, которые сковывают их будто цемент, … и полуденную жару в пустыне, и палящие лучи. И все это для того, чтобы спариваться и сохранить свой вид в замкнутом цикле рождения, размножения и смерти. У них нет другой цели, плана или мечты: они не свободны в процессе взросления.

Человек развивается, но это процесс, открытый для многих возможностей. Мы делаем процесс взросления своим собственным, мы им обладаем и понемногу познаем его. Мы свободны и способны любить. То есть мы духовные существа.

Интерес к духовности в области психического здоровья широко распространен. В Американской психиатрической ассоциации есть комитет по религии, духовности и психиатрии со своей конкретной повесткой дня1. Многие научные исследования демонстрируют положительное влияние духовности на здоровье.

Однако в медицинской практике и медицинском образовании духовность мало понимается и мало учитывается. Четыре года я преподавал духовность студентам-медикам второго курса2. Я задал несколько вопросов об отношении духовности и медицины. Я был удивлен, когда на мой вопрос, должен ли врач учитывать духовность пациента, только 58% ответили утвердительно. Но на вопрос, должен ли врач лечить человека, а не только болезни, 100% ответили да. Это в некотором роде парадоксально, потому что человек как раз и есть основа духовности.

Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как "состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней"3. В 1998 году было предложено включить понятие "духовный", но оно не было принято. В духовное измерение можно включить несколько факторов неблагополучия. Непоследоательность, отсутствие смысла, бурная деятельность и поспешность, усиливающие стресс. Бюнг-Чул Хан указывает, что одной из причин такой активности является мода думать и действовать так, как будто все возможно, в соответствии с лозунгом "да, мы можем"4.

Мы живем в обществе равнодушия, которое не реагирует на угрозы. Нет иммунного ответа: защитные силы, антитела против вирусов духа не активируются. Принимается любая инаковость, какой бы она ни была, и ничто не вызывает удивления и не считается плохим. И иногда это приводит к инфаркту души, к душевной болезни.

1. Тайна духовности

Духовность - это измерение, которое отличает нас от животных, роботов, растений или фруктов. Она наделяет нас способностью задавать себе вопрос о смысле жизни. Она позволяет нам, в отличие от робота, интуитивно чувствовать добро и зло. Нами не руководят слепые инстинктивные силы, как у животных. Нам нужны другие люди и нужно образование, в отличие от фрукта, которому нужно только солнце и время. И, в отличие от фрукта, мы можем снова стать незрелыми5.

Итак, у нас есть три измерения: физическое, психическое и духовное. Невозможно понять человека, если рассматривать только одно измерение. Это будет, как в примере у Виктора Франкла, попыткой определить форму предмета по его тени, которую он отбрасывает в одной плоскости. Проекцией цилиндра, конуса или шара будет тот же круг6.

Дух нематериален, его нельзя непосредственно наблюдать или измерить. Он поддерживает единство целого, проникает или пронизывает органическое и психическое. Это центр человека, печать и основа его достоинства, делающего его уникальным и неповторимым, принцип самопознания и самопринятия.

У него нет места, он не занимает пространство, но для понимания духа необходимо достичь сердца, самой глубокой части нашего существа и метафоры аффективного мира. Как центра лабиринта. Пьер Аугусто Бреччиа был кардиохирургом в больнице Джемелли в Риме. В 1980-х он обнаружил, что может рисовать, и посвятил себя этому. Когда я с ним познакомился, мне понравилась его фраза: "Раньше я трогал сердца руками, теперь трогаю их своими произведениями искусства". Проявлением духовности является сердце, способное реагировать или "позволить себя коснуться" красоте, добру и истине.

Достучаться до сердца - значит открыть то, что "самого главного глазами не увидишь"7, как писал Антуан де Сент-Экзюпери. Или место, где человек решает - он за или против Бога. Мы знаем, что "у сердца есть свои основания, которые разум не знает"8, как сказал Паскаль, но попытаться их понять все же стоит.

Дух также проявляется в разуме. Жозеф Леду - один из ведущих исследователей миндалевидного тела головного мозга, известный с начала 19 века. Он изучал церебральную миндалевидную систему, ее взаимодействие и способность хранить эмоциональные воспоминания9. Эта система может действовать независимо от разумной коры головного мозга и "решать", нравится нам что-то или нет, находимся ли мы в опасности или нет: например, она включает тревогу при появлении гадюки до того, как кора заметит присутствие животного, и человек осознает опасность.

Но мы духовны, то есть свободны: эта система не слепа. Известная фраза гласит: "Между стимулом и реакцией существует пространство. В этом пространстве наша сила выбрать наш ответ. В нашем ответе наш рост и наша свобода"10.

Чтобы созреть духовно, нужно войти в это "таинственное пространство" и направить ответы. Эксперимент Уолтера Мишеля, известный как зефирный тест, частично раскрывает эту тайну. В конце 1960-х - начале 1970-х они изучали дошкольников11. Их оставили наедине с одним кусочком зефира, пообещав им два, если они дождутся их возвращения. Одни съедали лакомство сразу, другие пробовали немного... или дожидались так называемого отсроченного удовольствия.

Исследователи наблюдали за ними, пока те не закончили школу. Было обнаружено, что те, кто был в состоянии ждать в детстве, были более социально компетентными, более устойчивы к разочарованию и стрессу, более способными решать трудные задачи, осуществлять проекты, были более уверенными в себе, а также лучше учились. У трети детей - у тех, кто сразу же съел зефир в поисках немедленного удовольствия, этих качеств было меньше, а психология более сложная. Отсутствие контроля также было хорошим прогностическим фактором в отношении правонарушений и употребления наркотиков во взрослом возрасте.

Двадцать лет спустя Моника Родригес, ученица Мишеля, провела аналогичный эксперимент в Чили, засняв его скрытой камерой. Она оставила 5-6-летних детей с шоколадным печеньем, предложив им еще, если они подождут. Один мальчик, Роберто, когда Моника ушла, разъединил две части печенья и быстро съел белую начинку, а потом вновь соединил печенье. Когда тест показали на экране, этого ребенка похвалили, а в университете в США сказали, что он достоин стипендии.

Но я хотел обратить внимание на другого ребенка, участвовавшего в эксперименте. Агнес, 6 лет, не только смогла дождаться возвращения Моники и взять еще печенья, но и, когда это печенье принесли, положить его в сумку, чтобы отнести маме. Этот жест выходит за рамки ожидаемого. Это показывает способность духовности к самопревосхождению.

Животные тоже способны ждать, хотя это труднее. Если собака увидит колбасу, она, вероятно, съест ее, руководствуясь своим инстинктом; хотя может усвоить, что если набросится на колбасу, то хозяин ее побьет, и потому сдерживается. Чего собака не сделает, так это не отнесет колбасу другу, которого любит. Она не сделает того, что сделала Агнес. Она не может предложить свою награду другому, бескорыстно, из любви, из служения. У нее нет способности к самопревосхождению.

Признать духовность - значит признать разум и волю, что приводит нас к тому, чтобы что-то знать и хотеть этого. С другой стороны, отрицание духовности предполагает, что человек обязан действовать так, как он действует, из-за того, как и из какого материала он сделан; точно так же, как бумеранг, который возвращается к тому, кто его бросает, из-за того, как он устроен, как в классическом примере Джона Уотсона, основателя бихевиоризма12.

Завершу этот пункт цитатой из Кьеркегора: "Но что же такое дух? Это Я. Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости"13.

2. Психическое здоровье в гармонии

Одна из работ Бреччиа называется "Бухта невинности", на ней изображен человек, балансирующий на веревке с помощью перекладины с двумя противовесами, представляющими его духовные и материальные измерения.

Есть два течения в психологии: те, кто указывает в качестве цели здоровья баланс или гомеостаз эмоций, рассуждений и желаний, что ведет к миру и спокойствию. И те, кто ставит целью в гармонию, подчеркивая важность усилий или напряжения для достижения идеалов, жертвенной любви, самоотдачи. Баланс направлен на себя, а гармония - на других.

Исключительный поиск баланса смотрит в себя и замыкается в психике. Вот почему это называется "селфизмом"14. За этим стоят идеи Маслоу, согласно которому человек реализует себя в усиливающемся процессе удовлетворения потребностей, от самых элементарных, таких как пища или секс, до высших, таких как любовь и созерцание. Маслоу трансформирует фразу св. Августина "Люби и делай, что хочешь" в: "Будь здоров, и тобой будут управлять порывы"15.

С другой стороны, если целью является гармония, человек выходит из себя в движении духовного самопревосхождения. Это идеи Оллпорта16. Гармония напоминает нам о том, что происходит со струнным инструментом: каждая струна должна иметь правильное натяжение, чтобы производить нужную ноту. Гармония делает нас зрелыми с другими и по отношению к другим, развивая духовные способности.

На каждом этапе развития мы видим отношения с другими, потребность открыться трансцендентному смыслу. Согласно Эриксону17 ребенок растет с надеждой и укрепляет свою волю. Подросток и молодой человек познает, кто он, свою личность, близость, он становится способным к верности и любви. Взрослый возрастает в способности к самоотдаче, мудрости, честности и принятию. Ключ - в двух биномах: сущность/близость; верность/любовь.

Еще одним признаком гармонии является способность превращать инстинкты в тенденции: реклама часто апеллирует к инстинктам, чтобы продать товары, упоминает о необходимости "освобождения инстинктов". Но здоровое освобождение состояло бы в том, чтобы преобразовывать и направлять их.

Речь идет о переходе от порока к добродетели. Действовать в соответствии с реальностью нашего бытия и расти в свободе, как объяснял Аристотель. Порок ставит перед нами зло, ведет ко лжи и рабству. Добродетель показывает добро, правду и освобождает, и это способствует здоровью.

Для полной гармонии необходимо найти смысл жизни. Человеком движут не только инстинкты, импульсы или прошлое. У нас есть способность смотреть в будущее и находить привлекательным что-то вне нас: смысл и ценности. Наша главная мотивационная сила - это не воля к удовольствию или воля к власти, а воля к смыслу.

На этом пути происходит коперниканский переворот во внутреннем мире и психологических устремлениях. "Важно не то, что мы ожидаем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас"18, - писал Франкл. Этот поиск смысла есть первый шаг религиозности как проявления духовности: стремление найти Абсолют, Бога и иметь дело с Ним.

3. Врач перед человеком

Медицинская наука - это не только практическая дисциплина, и будем надеяться, что ее полностью не заменят роботы. Карл Ясперс говорил, что методика и медицинская специализация не должны забывать страдания, смерть, вину, борьбу, жизнь духа. Только несерьезность современного человека, увлеченного утешением и маловерием, может породить "смешение между врачом и пастырем душ"19.

Медицинский работник сталкивается с людьми, которые страдают и недоумевают о смысле своей боли, чувствуют стыд, вину, испытывают трудности или сталкиваются со смертью. И им всегда нужна надежда. Врач, который включает эти проблемы в число своих основных задач, гуманизирует медицину.

В отношениях врач-пациент мы видим два бинома. С одной стороны, необходимость объективации больного: чтобы вылечить его, нужно относиться к нему в известном смысле как к объекту. Это то, что делает хирург, когда он изолирует операционное поле простынями. Это должно идти рука об руку с состраданием, страданием с другим, разделением его боли, выдержке, чтобы эта эмоция не мешала, может быть, болезненному, но необходимому действию. Второй бином - это реализм, готовность смотреть в лицо диагнозу и прогнозу и надежда, когда их объявляешь. Объективация-сострадание и реализм-надежда связаны друг с другом.

Врач сталкивается с уникальными и неповторимыми людьми, со своим характером, о котором нужно знать. Есть тесты, которые позволяют нам приблизиться к первоначальному способу бытия, увидеть его как дар, обнаружив недостатки и навыки и достоинства, которые необходимо развивать20.

Знать, что такое здоровая личность, - это большая проблема психиатрии. Она предполагает обращение к таким явлениям, как война и мир, расстройства личности, от которых возникают многие болезни. В глубине часто обнаруживаются какие-то душевные проблемы: эгоцентризм и экзистенциальная пустота.

Л.Н.Толстой в "Войне и мире" описывает состояние Пьера после того, как он расстался с женой и дрался на дуэли: "Как будто в голове его свернулся тот винт, на котором держалась вся его жизнь"21.

Этот винт и есть смысл жизни, и его можно потерять или не найти при неупорядоченной жизни. Часто встречается экзистенциальная пустота, кажущееся счастье безликого человека, с ущербной личностью. Франкл назвал это патологией духа нашего времени22 с его активностью, массовым сознанием и одиночеством. И, как следствие, отсутствие идентичности.

Мы могли бы говорить о многих болезнях, связанных с духовными причинами или с отношением между нравственностью и здоровьем. Я приведу только один пример: зависимости, которые пытаются заполнить пустоту определенными веществами или поведением. Некоторые ученые говорят, что это не болезни, а выбор, потому что есть наркоманы, которые могут сказать: никакого алкоголя, никаких азартных игр и перестать быть зависимыми, что невозможно при других заболеваниях. Наиболее распространено мнение, что болезнь и выбор связаны, как и при многих других патологиях. Вот почему врач должен учитывать аспекты духовной жизни своих пациентов.

Выводы

Закончу еще одной фразой Кьеркегора, отражающей важность духовности и ее открытости: "Двери счастья… открываются не внутрь, …а наружу"23. Духовные явления, включая трансцендентность и религиозность, влияют на жизнь, здоровье и болезни. Вот почему они должны учитываться в психиатрии.

Включение духовности - это вызов, который мы можем обобщить в позитивном отношении, наслаждении добром, красотой и правдой. Это порождает добрые чувства, которые связаны с хорошими действиями и хорошим мышлением, порождая позитивные и здоровые привязанности, здоровое сознание и здоровое сердце24.

Поиск смысла жизни - глубокая потребность души. Это хорошо проявляется в стихах Неруды, которые я приведу в заключение: "Мир - это хрустальная сфера / Человек гибнет, если не летает: / он не может понять прозрачности / Вот почему я исповедую / Ясность, которая никогда не прекращалась. / И я научился у птиц / жадной надежде, / уверенности и правде полета"25.


1См. Джон Р., Питит, Фрэнсис Г. Лу, Уильям Э. Нэрроу, Религиозные и духовные вопросы в психиатрической диагностике, Американское психиатрическое издательство, 2010.

2Это был курс медицинской антропологии в Университете Лос-Андес, Чили, который включал два часа медицины и духовности. Каждый год ответы были одинаковыми. Всего обучалось около 480 человек.

3Цитата взята из Преамбулы Устава ВОЗ, вступившего в силу 7 апреля 1948 года.

4См. Бюнг-Чул Хан, Общество эмоционального выгорания, издательство Стэнфордского университета, 2015 г.

5Вы можете посетить веб-сайт www.psychologicalmaturity.com; и Венсеслао Виал, Психологическая и духовная зрелость, Word, 2019 (4?).

6Виктор Франкл, Der Wille zum Sinn. Ausgew?hlte Vortr?ge ?ber Logotherapie, Hans Huber, Bern 1982. Франкл называет это явление "онтологией измерений".

7Антуан де Сент-Экзюпери, Маленький принц, Глава XXI.

8Блез Паскаль, Мысли, р. 277.

9Джозеф Леду, Эмоциональный мозг: таинственные основы эмоциональной жизни, Саймон и Шустер, 1996.

10Некоторые приписывают ее Франклу, но я не нашел ее в работах Франкла.

11Эксперимент был впервые опубликован в журнале "Психология развития" в 1990 году. См. Уолтер Мишель, Зефирный тест. Понимание самоконтроля и как им овладеть, Penguin Random House, 2015.

12Бихевиоризм, издательство Transaction, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, 2009 г., с. 86.

13Серен Кьеркегор, Болезнь к смерти: христианское психологическое изложение назидания и пробуждения с помощью Anti-Climacus, Penguin Classics, 1989. Наш перевод взят из испанского издания La muerte death, Sarpe, Madrid 1984, p. 35.

14Пол Виз, Психология как религия: культ самопоклонения, Патерностер П., 1994.

15Абрахам Маслоу, Мотивация и личность, Арфисты, 1954. Наш перевод взят из испанского издания "Мотивация и личность. Святые дни", 1991, с. 76.

16Гордон В. Оллпорт, Модель и рост личности, Холт, Райнхарт и Уинстон, 1965.

17См. Эрик Эриксон, Завершенный жизненный цикл: обзор, WW Norton & Co, 1985.

18Виктор Э. Франкл, Человек в поисках смысла, Beacon Press, 1992, с. 85.

19Карл Ясперс, Wahrheit und Bew?hrung. Philosophieren f?r die Praxis, R. Piper & Co. Verlag 1983 (статья с 1947 по 1964 год). Наш перевод с итальянской версии Verit? и проверяет. Filosofare per la prassi, Morcelliana, 1986, с. 89.

20См. Тест на темперамент: русский язык: https://www.psychologicalmaturity.com/p/temperament-test-in-russian-alex-havard.html; Английский: https://www.psychologicalmaturity.com/2020/12/temperament-test-knowing-yourself.html.

21Лев Толстой, Война и мир, издательство Оксфордского университета, 1998, том. II.

22См. Виктор Франкл, Homo Patiens: Versuch einer Pathodizee, Franz Deuticke, 1950.

23Серен Кьеркегор, Энтен-Эллер (оригинал на датском языке, 1843 г.); Наш перевод взят с французского издания Ou bien... Ou bien..., Gallimard, 1984, p. двадцать один.

24Для более глубокого изучения личности см.: Wenceslao Vial (под редакцией), Be who you are. Развитие вашей христианской личности, Скипетр, Нью-Йорк, 2018 г.

25Пабло Неруда, Полет, в Bird Art, Editorial Sudamericana, Буэнос-Айрес, 2004, стр. 50-52. Англ. перевод автора.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2022. Все права защищены.